Главная / Новости науки / 08.2011

Найден ген, отвечающий за эволюцию окраски у бабочек

Соответствие красных пятен на крыльях и областей экспрессии гена optix в зачатках крыльев (окрашены темно-синим) у двух рас вида H. melpomene. Изображение из обсуждаемой статьи в Science

Бабочки геликонии, обитающие в Центральной и Южной Америке, маскируются под другие виды несъедобных бабочек, чтобы хищники их избегали. Многие виды и расы геликоний приобрели сходные узоры независимо друг от друга. Исследование показало, что расположение красных пятен на крыльях геликоний зависит от регуляторных участков гена optix. Параллельная эволюция узоров обусловлена независимыми изменениями этого гена в разных эволюционных линиях.

За форму полового аппарата у дрозофилы отвечают те же гены, что и за частоту брачной песенки

Копуляция Drosophila montana. Изображение с сайта www.jyu.fi

Репродуктивная изоляция нередко начинается с изменений в брачных сигналах самцов. Картирование локусов количественных признаков у дрозофилы D. montana показало, что за вариации формы фаллоса в основном ответственна группа генов, локализованных на второй хромосоме, в области инверсии. Ранее было показано, что тот же участок хромосомы отвечает за различия в акустических сигналах самцов.

Эль-Ниньо может способствовать возникновению гражданских войн

Бегство французов из России в 1812 году. Холодная зима оказалась неожиданностью и ускорила разгром французских войск. Раскрашенная гравюра по картине польского художника Яна Хельминсокго (Jan Chelminski). Из статьи A. R. Solow в Nature

Вооруженные конфликты в странах, климат которых находится под влиянием Эль-Ниньо, с достоверно большей вероятностью происходят в те годы, когда погодные катаклизмы (прежде всего жара и засуха) выражены наиболее сильно. В странах с климатом, не испытывающим воздействия Эль-Ниньо, подобной зависимости не наблюдается.

Вампировые летучие мыши и змеи воспринимают инфракрасное излучение по-разному

У вампировых летучих мышей инфракрасные рецепторы расположены в листовых ямках вокруг носа. Изображение из статьи M. Brock Fenton. Heat-thirsty bats //Nature 2011. 476. 40–41.
Вампировые летучие мыши, наравне с удавами, питонами и гремучими змеями — единственные известные позвоночные, способные воспринимать инфракрасное излучение. Ученые из США и Венесуэлы исследовали молекулярные механизмы работы инфракрасных рецепторов. Они показали, что летучие мыши и змеи используют в качестве инфракрасного детектора совершенно разные типы ионных каналов.

Тираннозавр был всё же хищником, а не падальщиком

Череп тираннозавра Tyrannosaurus rex из музея Palais de la Découverte, Париж, Франция. Снимок: Copyright © 2005 David Monniaux. С сайта ru.wikipedia.org
Реконструировав экологическую обстановку в местах обитания тираннозавров в Северной Америке в конце мелового периода, уделяя особое внимание возможной пищевой базе падальщиков, ученые пришли к выводу, что Tyrannosaurus rex почти наверняка был хищником, активно преследующим свою добычу. Падаль, если и играла какую-то роль в его рационе, то весьма несущественную.

Создан лазерно-плазменный ускоритель нового поколения

Схема двухступенчатого полностью оптического лазерно-плазменного ускорителя электронов длиной несколько миллиметров (описание см. в тексте). Изображение из статьи J. S. Liu et al.
Сразу две группы экспериментаторов сконструировали новый двухступенчатый лазерно-плазменный ускоритель. Электронный сгусток создается и ускоряется до энергии около 1 ГэВ одним-единственным лазерным импульсом, причем длина тандема «инжектор плюс ускоритель» не превышает одного сантиметра.

Поверхности нормальных и раковых клеток — фракталы разной размерности

Распределение фрактальных размерностей адгезионных карт нормальных (фиолетовый цвет) и раковых (красный цвет) клеток. Рисунок из обсуждаемой статьи в Phys. Rev. Lett.

Ученые из США при помощи атомно-силового микроскопа установили, что нормальные и раковые эпителиальные клетки шейки матки демонстрируют различное фрактальное поведение в наномасштабе. Если измерить в каждой точке клетки силу, с которой игла атомно-силового микроскопа цепляется за ее поверхность, а затем визуализировать данные, то получится фрактал, причем с разными размерностями для нормальных и раковых клеток.

Тропические ящерицы способны переучиваться

Ящерица Anolis evermanni должна определить, в каком контейнере находится приманка, и достать ее из-под крышечки. Фото эксперимента из обсуждаемой статьи в Biology Letters

Считалось, что пластичность поведения свойственна птицам и млекопитающим, а уж никак не рептилиям. Однако американские биологи обнаружили удивительные когнитивные способности у древесной ящерицы Anolis evermanni. Поведенческие эксперименты показали, что эти ящерицы не только учатся находить приманку, но и используют для этого различные стратегии, требующие быстрого ассоциативного обучения.

Повышение концентрации CO2 в атмосфере стимулирует выделение из почвы других парниковых газов

В ответ на рост содержания в воздухе СО2 растения снижают интенсивность транспирации (испарения воды листьями), но связывают при этом больше СО2. Из статьи Alexander Knohl and Edzo Veldkamp

По мере роста содержания углекислого газа в атмосфере увеличивается связывание его растениями, и парниковый эффект ослабляется. С другой стороны, усиленно выделяются из почвы другие парниковые газы: закись азота (N2O) и метана (CH4). Хотя поступают они в небольших количествах, их парниковый эффект в расчете на молекулу газа гораздо сильнее, чем от CO2. Регулирующее воздействие растительности при этом снижается примерно на 17%.

Как бабочки глушат сигналы летучих мышей

Летучая мышь, пытающаяся схватить закрепленную на нити жертву. Изображение с сайта wired.com

Бабочка медведица Bertholdia trigona — единственное известное животное, способное защищаться от летучих мышей путем глушения их локационных сигналов. Однако механизм защиты оставался неизвестен. Американские биологи показали, что сигналы, издаваемые бабочкой B. trigona, мешают летучей мыши точно определять расстояние до бабочки. Кроме того, летучая мышь меняет характер своих сигналов, что еще более затрудняет возможность поймать бабочку.

Блуждания троянского гостя

Астероид 2010 TK7 (обведен зеленым кружочком), первый земной «троянец». Изображение © NASA/JPL-Caltech/UCLA с сайта www.nasa.gov

Трое канадских астрономов обнаружили малую планету, которую они считают надежным кандидатом на звание первого околоземного астероида-троянца. Об этом сообщается в статье профессора университета Западного Онтарио Пола Вигерта и двух его соавторов, которая в конце июля появилась в журнале Nature.