Главная / Новости науки / 02.2012

Разнообразие звуков китов-убийц зависит от размера их популяции

Косатка

Крупнейшие современные дельфины, косатки, хорошо известны сложностью и многообразием своих акустических сигналов. Исследование биологов из России, Великобритании и Канады показало, что разнообразие сигналов зависит не только от накопления случайных ошибок и инноваций, передающихся вертикально, но также является следствием горизонтального переноса и обусловлено размером популяции.

Расцвело растение, пролежавшее в вечной мерзлоте 30 тысяч лет

Цветок смолевки узколистной
Группа ученых из Пущино работала с семенами растений возрастом 31 тысяча лет, поднятыми из слоев вечной мерзлоты. Ученым удалось получить из этих семян живые цветущие растения, которые после опыления дали нормальные семена с хорошей всхожестью. Это самое древнее из оживленных растений, далеко превзошедшее по возрасту предыдущего рекордсмена – двухтысячелетнюю финиковую пальму.

Самцы оставляют самок голодными, притворяясь добычей

Соблазнительный хвост
Узоры на хвосте самцов некоторых живородящих рыб напоминают самкам их добычу — личинок стрекоз, что позволяет самцам дольше держаться около самок и чаще предпринимать попытки спаривания. Однако слишком назойливые ухаживания затрудняют самкам выбор оптимального самца, а также отвлекают их от добывания пищи.

Осьминоги приспособились к холоду нестандартным способом

Антарктический осьминог Pareledone sp.
Работа нейронных калиевых каналов зависит от температуры: чем холоднее, тем медленнее они закрываются. Исследователи из Университета Пуэрто-Рико в экспериментах на осьминогах показали, что адаптация каналов к различным температурам определяется не мутацией в соответствующих генах, а редактированием матричных РНК.

Эволюция, повернувшая вспять

Боденское озеро, расположенное на границе Германии, Швейцарии и Австрии, населяет пять видов сигов
Группа швейцарских исследователей, изучив разнообразие сигов 17 озер Швейцарии, доказала обратимость эволюционного движения. После загрязнения озер в середине XX века произошла конвергенция нескольких видов, дивергировавших несколько тысячелетий назад.

При развитии раковой опухоли клеткам необходимо мигрировать

Из нескольких белков, участвующих в канцерогенезе, только ERBB2 вызывает развитие опухоли из одной клетки в 3D-культурах
Развитие раковой опухоли может начаться с одной-единственной ненормальной клетки, окруженной абсолютно добропорядочными и безобидными соседями. Каким же образом мутантной клетке-«преступнице» удается дать начало опухоли в таком «приличном окружении»? Клеточные биологи из Гарвардской медицинской школы скрупулезно изучили эту проблему.

Самцы-насильники у гуппи производят низкокачественное потомство

Два самца гуппи преследуют самку
Конфликт эволюционных интересов между самцами и самками нередко приводит к сексуальному насилию, которое не лучшим образом сказывается на жизнеспособности самок. Итальянские биологи показали, что неистовые домогательства самцов гуппи не только отравляют жизнь самкам, но и негативно влияют на их потомство.

Мухи хранят информацию на «съемных дисках»

Схема синаптического контакта
Мозг насекомых сравнительно мал, но должен анализировать большой объем жизненно важной информации. Один из путей повышения эффективности работы мозга на ограниченном числе нейронов — это хранить отдельно «оперативную» и «долгосрочную» информацию. Тайваньские ученые нашли у дрозофил два нейрона, которые обеспечивают консолидацию долговременной памяти, ее хранение и доступ к ней из аналитического центра при необходимости воспользоваться воспоминаниями.

Мышцы выделяют гормон, превращающий белый жир в бурый

Распределение бурого жира у новорожденных
Международная команда ученых установила, что при физической нагрузке скелетные мышцы выделяют ранее не известный гормон, названный иризином. Иризин действует на клетки белой жировой ткани, в которых у млекопитающих запасается жир, и превращает их в клетки бурой жировой ткани, отвечающие за производство тепла. Возможно, иризин найдет применение как лекарство для людей, страдающих ожирением и диабетом.

Песенку ископаемого кузнечика можно восстановить по отпечаткам крыльев

Archaboilus musicus sp. nov.
В Китае обнаружены останки кузнечика, жившего 165 миллионов лет назад. У этого кузнечика прекрасно сохранился звуковой аппарат, расположенный на надкрыльях. Исследователи предположили, что такой звуковой аппарат позволял кузнечику издавать тональные сигналы с частотой 6,4 кГц. Значит, тональные сигналы появились в процессе эволюции раньше, чем это до сих пор предполагалось.

В «системе вознаграждения» найдены нейроны, возбуждающиеся от хороших предчувствий

Важнейшие нейронные пути «системы награды»
Чувства радости и удовольствия зависят от активности дофаминовых нейронов вентральной области покрышки среднего мозга (VTA). Американским нейробиологам в оптогенетических экспериментах на мышах удалось обнаружить отдельный тип нейронов, которые специализируются на кодировании ожиданий награды, но не реагируют на саму награду.

Колонии муравьев, состоящие из особей с разным типом поведения, оказываются более успешными

Муравей Temnothorax longispinosus
Рабочие муравьи из одной колонии вовсе не одинаковы по своему поведению. Одни более агрессивны, другие лучше заботятся о потомстве, третьи эффективнее обследуют новые предметы. Группа немецких исследователей показала, что определенный поведенческий синдром характерен не только для отдельных особей, но и для целых колоний. Наличие же в одной колонии разных ярко выраженных поведенческих индивидуальностей обеспечивает более высокую ее продуктивность.

Формирование наркозависимости связано с особенностями в строении мозга

Характеристики мозга наркоманов
Предрасположенность к наркозависимости имеет наследственную природу и связана со структурными особенностями нервной системы — такой вывод сделали британские ученые при исследовании наркоманов и их ближайших родственников. Некоторые специфические черты в строении мозга приводят к возникновению дефицита контроля и подавления поведения при увеличенной активности системы наград.

Чем мы привлекаем постельных клопов

Постельный клоп
Известно, что постельный клоп предпочитает кровь человека, и в меньшей степени — кровь других теплокровных животных. Шведские биологи исследовали, какие именно составляющие человеческого запаха привлекают постельных клопов. Оказалось, что эти насекомые избирательно реагируют всего на пять органических веществ, причем в слабых концентрациях. Сильные концентрации, напротив, их отпугивают.

При выборе спутника жизни от генов зависит, чего мы хотим, но не что получаем

Идентичные близнецы
Два исследования, проведенных на больших выборках однояйцевых и разнояйцевых близнецов, позволили оценить генетическую обусловленность различий по осознанным и реализованным предпочтениям при выборе брачного партнера. Около 20% индивидуальных различий по оценке важности этих критериев определяются генами, а не средой. При этом наследуемость реализованных брачных предпочтений по подобным критериям пренебрежимо мала.

Исследована гидродинамика процесса письма

Чернильное пятно, возникающее вследствие двухсекундного простоя перьевой авторучки
Несмотря на то что письмо существует уже около тысячи лет, физические закономерности, которые этим процессом управляют, пока что до конца так и не выяснены. Коллектив ученых из США и Южной Кореи сумел установить, какими количественными характеристиками ручки, бумаги и чернил определяются размер, форма и динамика чернильного следа.

Флора тропических лесов — против гипотезы нейтральности

Что считать деревом в тропическом лесу?

На основе исследований разнообразия тропических лесов на разных континентах американские исследователи пришли к выводу, что в долговременной перспективе экосистемы представляют собой не эфемерные ассоциации случайно собранных видов, просто приспособленных к местным природным условиям, а группы видов, связанные устойчивыми взаимоотношениями.

Параллельная эволюция изучена в эксперименте на бактериях

Зависимость вероятности закрепления мутаций в различных генных комплексах от того, закрепились ли мутации в других комплексах

Эксперимент, в ходе которого 115 линий кишечной палочки независимо друг от друга приспосабливались к высокой температуре, показал, что к одной и той же эволюционной «цели» ведет множество путей. За 2000 поколений в каждой линии закрепилось в среднем по 11 мутаций, из которых около 80% были полезными. При этом одна и та же мутация оказывается полезной или вредной в зависимости от того, какие мутации закрепились в геноме ранее.