Главная / Новости науки / 03.2012

Истребление древними охотниками крупных животных Австралии привело к необратимым изменениям природных экосистем

Результаты анализа озерных отложений из кратера Линча
Детальное изучение древних озерных отложений на северо-востоке Австралии показало, что крупные травоядные сумчатые были истреблены примерно 40 тыс. лет назад, вскоре после того, как люди добрались до этого континента. Крупные животные исчезли очень быстро, причем никаких изменений климата и характера растительности этому не предшествовало. А вот их после их вымирания были отмечены значительные изменения растительного покрова и всего ландшафта в целом.

Кого кусали древние блохи?

Находки гигантских блох, датированные средним юрским периодом, из местонахождения Даохугоу, Китай
Исследователи из Китая, США и Франции изучили 9 экземпляров блох, обнаруженных недавно на северо-востоке Китая и датированных средним юрским и нижним меловым периодами. Древние блохи во многом похожи на современных, но примерно в 4 раза больше по размеру и не имеют прыгательных ног. По мнению ученых, эти блохи могли паразитировать как на рептилиях, покрытых перьями или неким подобием меха, так и на ранних млекопитающих.

Музыка и речь передают эмоции одинаковыми способами

Карнатака - древняя музыкальная традиция южной Индии
Исследователи из США и Сингапура обнаружили, что, несмотря на различия в устройстве языка и разницу музыкальных традиций, эмоциональный настрой в западной и восточной музыке и в западной и восточной речи передается сходными приемами. Зато характерное музыкальное звучание Востока и Запада связано с особенностями бытующего в культуре языка — тонового или нетонового, то есть по-разному использующего ударения.

Завоевывая новые регионы, растения остаются в пределах своих старых климатических ниш

Схема перекрывания ниш, занимаемых одним и тем же видом на родине и в месте, куда он был завезен
Анализ экологических ниш 50 видов растений, часть которых в свое время проникла из Северной Америки в Евразию, а часть — из Евразии в Северную Америку, показал, что эти переселения не сопровождались изменениями их ниш (отношением к абиотическим факторам). Данный результат выглядит несколько неожиданным на фоне информационного бума по поводу угрозы биологических инвазий.

Окраска самцов бумажных ос — индикатор их социального статуса

Бумажные осы на гнезде
Американские биологи выяснили, что морфология пятен, расположенных на верхней стороне брюшка у некоторых видов бумажных ос, определяет социальный статус самца и его успех у самок, и попытались объяснить этот факт действием полового отбора по механизму гандикапа.

Экспансия растительноядных млекопитающих началась задолго до вымирания динозавров

Ptilodus
Анализ новейших палеонтологических данных по многобугорчатым (ископаемым млекопитающим, похожим на современных грызунов) показал, что стремительный рост морфологического и экологического разнообразия этой группы начался не менее чем за 20 млн лет до вымирания динозавров. Многобугорчатые мало пострадали во время великого вымирания, истребившего динозавров на рубеже мезозоя и кайнозоя, и продолжили свою экспансию в кайнозое. Лишь около 35 млн лет назад они пришли в упадок и вымерли.

Самый древний лес на Земле был по крайней мере трёхъярусным

Окаменелые остатки деревьев из Гилбоа в музее под открытым небом

Представления о том, что первые, появившиеся в девонском периоде, леса были образованы деревьями одного вида, не подтвердились при тщательном изучении самого известного скопления ископаемых древесных остатков около местечка Гилбоа. По-видимому, в этих лесах были по крайней мере три типа разных древесных растений, занимающих разные ярусы.

3 миллиарда лет назад переработка земной коры ускорилась, а ее рост замедлился

Циркон
Исследователи из Великобритании на основании анализа соотношения изотопов кислорода в цирконах скорректировали оценки темпов накопления земной коры и скоростей ее переработки.

Отвергнутые самками самцы мух ищут утешения в алкоголе

Михаил Шемякин «Алкоголизм»

Сплошь да рядом приходится видеть печальную картину: люди, потерпевшие неудачу в любви, топят свое горе на дне бутылки. Эксперименты американских биологов показали, что сходная картина наблюдается и у мух: самцы дрозофилы, чьи ухаживания за представительницей прекрасного пола не увенчались успехом, показывают повышенное влечение к алкоголю.

Пикайя — самое примитивное хордовое?

Реконструкция внешнего облика <i>Pikaia gracilens

На основании подробнейшего анализа всех существующих останков пикайи (Pikaia gracilens) — мягкотелого животного из среднекембрийских сланцев Бёрджес (возраст около 505 млн лет) — палеонтологи Саймон Конвей Моррис и Жан-Бернард Карон сделали вывод о том, что это существо можно считать самым «базальным» (примитивным) из известных на сегодняшний день хордовых.

Нейрохимические основы поискового поведения сходны у пчел и млекопитающих

Пчелы - удобный объект для изучения молекулярных основ сложных форм поведения
У пчел-разведчиц по сравнению с другими пчелами наблюдаются отличия в профилях экспрессии генов, регулирующих работу некоторых нейромедиаторных систем. У позвоночных поисковое поведение тоже связано с работой этих систем. Это говорит о фундаментальном сходстве в нейрохимических основах поискового поведения у столь далеких друг от друга групп животных.

Брачная песня дрозофилы запускает экспрессию генов иммунной защиты

В процессе ухаживания за самкой самец Drosophila melanogaster издает акустический сигнал, отводя одно крыло в сторону и вибрируя им
Какие генетические изменения происходят в организме самки, когда она слушает любовную песню самца? Английские биологи сравнили уровень активности генов у самок дрозофилы, прослушавших песенку своего и чужого видов, и выявили группы генов повышенной экспрессии. Среди этих генов оказались гены иммунной защиты, функции которых обсуждаются в контексте брачного поведения.

Самки гелад избавляются от нежелательной беременности

Самка гелад
Группа американских биологов доказала, что самки гелад могут избавиться от текущей беременности, когда в семье начинает главенствовать новый самец. Если самка родит детеныша от предыдущего самца, он, скорее всего, будет убит новым хозяином гарема. Поэтому самке выгоднее начать всё сначала, чтобы с большей вероятностью дорастить малыша до репродуктивного возраста.

Раскрыты молекулярные основы долговременной памяти

Нейрон

Кратковременная память связана с фосфорилированием ряда белков в нейронах в ответ на их стимуляцию. По мере вывода модифицированных белков из оборота событие забывается, если только не фиксируется в долговременной памяти. Механизм долговременной памяти должен базироваться на изменении, способном сохраняться очень долго. Но каком? Американские биологи показали, что стимуляция нейронов у дрозофилы приводит к амилоидной олигомеризации белка Orb2, а мутации, нарушающие его олигомеризацию, также нарушают и долговременную память.

Эволюционный эксперимент на ящерицах показал действенность «эффекта основателя»

Спаривающиеся ящерицы Anolis sagrei
Американские биологи поселили на семь маленьких островков Багамского архипелага по паре ящериц с соседнего большого острова и четыре года наблюдали за эволюцией их потомков. Все популяции приспособились к местным условиям, но между ними сохранились различия, обусловленные генетическим наследием пары основателей. Это значит, что «эффект основателя» может вносить заметный вклад в разнообразие островных популяций даже на фоне быстрой направленной эволюции под действием отбора.

Почему зебры полосатые?

Фотографии трех современных видов зебр
Ученые давно спорят о функции черных и белых полос на шкуре зебр. Венгерские физики и биологи показали, что черно-белый рисунок зебр не привлекателен для слепней — кровососущих насекомых, отравляющих жизнь многим копытным. Это исследование является первой серьезной работой, в которой экспериментально продемонстрировано преимущество полосатой окраски зебр.

Австралийские биологи открыли дополнительный способ размножения кораллов

Коралл Acropora millepora
Из-за отсутствия защитной оболочки эмбрионы кораллов при шторме могут быть разбиты на отдельные бластомеры. При благоприятном стечении обстоятельств каждый из этих бластомеров может дать начало самостоятельной личинке. Вероятно, подобные механизмы увеличения количества молоди обеспечили кораллам успешное выживание в нестабильных условиях штормовых зон и эволюционное долгожительство.

Изменение окраски помогает цветам разделиться на два вида даже без смены насекомого-опылителя

Одомашненные представители вида Phlox drummondii
Эксперименты американских биологов показали, что изменение окраски цветков у флоксов демонстрирует в действии один из классических механизмов видообразования: отбор, обусловленный пониженной приспособленностью гибридов, приводит к выработке адаптаций, препятствующих гибридизации.