Главная / Новости науки / 05.2012

Редкая бабочка размножилась из-за перемены климата

Бурая голубянка, солнцесвет монетолистный и герань мягкая
Потепление ведет к изменению ареалов многих видов животных и растений. Иногда эти изменения происходят быстрее, чем ожидалось. Британские исследователи обнаружили, что стремительное расселение в Англии редкой в прошлом бабочки — бурой голубянки — является следствием изменившихся взаимоотношений с кормовыми растениями. Это означает, что специфические межвидовые взаимодействия могут не только тормозить, но и ускорять расселение животных под действием потепления.

Быстрый рост мозга в раннем детстве — отличительная черта рода Homo

Череп Моджокерто
Обобщив имеющиеся данные по темпам роста мозга у детенышей гоминид, американский антрополог Стивен Ли пришел к выводу, что австралопитеки в этом отношении были похожи на современных шимпанзе. Более вместительный череп Homo формируется в ходе индивидуального развития не столько за счет продления периода роста, сколько за счет его ускорения.

Радиоизлучение может играть в организме роль универсального «рубильника»

Схема методики
Мир, который несколько десятилетий назад описывали в своих произведениях фантасты, постепенно воплощается в реальность. Одна из последних разработок — работа американских ученых, опубликованная в недавнем номере Science. Это просто невероятно: исследователи научились с помощью радиоволн понижать уровень глюкозы в крови у подопытных мышей.

Слуховая кора избирательно слышит то, к чему мы прислушиваемся

Области верхней височной извилины, отвечающие за восприятие устной речи
Люди способны слушать и понимать друг друга даже в компании, где все говорят одновременно. Как мозг выделяет из сложного акустического фона нужные звуки, неизвестно. Американские нейробиологи обнаружили, что активность нейронов вторичной слуховой коры отражает речь того человека, к которому испытуемый прислушивается. По активности этих нейронов специально обученная компьютерная программа может определить, кого из двух говорящих слушает испытуемый, и восстановить услышанные слова.

Ген, улучшающий память, заодно повышает и риск посттравматического стрессового растройства

Многие обитатели лагеря беженцев Накивале (Уганда) страдают посттравматическим стрессовым расстройством
Швейцарские и германские генетики обнаружили, что люди с одним из аллелей (вариантов) гена PRKCA лучше запоминают изображения, чем носители другого аллеля. Выяснилось также, что среди людей, перенесших тяжелые травмирующие переживания (беженцев, уцелевших после геноцида в Руанде), «аллель хорошей памяти» чаще встречается у лиц, страдающих посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР) по сравнению с теми, у кого симптомы ПТСР отсутствуют.

Попробуй копнуть глубже, или Сколько кислорода в океанических осадках?

Американское исследовательское судно Knorr
Как правило, кислород в океанических осадках исчезает на глубине нескольких десятков сантиметров. Однако осадки в районе Северного Тихоокеанского течения содержат кислород даже на глубине 30 метров и глубже. Видимо, причина этого в крайне медленной скорости накопления осадков. Если в этих осадках обнаружатся живые организмы, то это будут, пожалуй, самые удивительные существа на Земле — с необычайно медленным метаболизмом и феноменальной продолжительностью жизни.

Эволюция видов в сообществе идет не так, как в монокультуре

Вид подопытных бактерий
Британские исследователи сравнили эволюцию пяти видов бактерий в монокультурах и в смешанном сообществе. При раздельной эволюции виды лучше приспособились к абиотическим условиям, хотя в целом изменились меньше. При совместной эволюции у бактерий выработалось «разделение труда», они научились использовать продукты жизнедеятельности друг друга, а итоговая продуктивность экосистемы оказалась выше.

Самки рыб-чистильщиков ведут себя вежливее с незнакомцами, чем с давними приятелями

Рыбы-чистильщики обслуживают клиента
Самки рыб-чистильщиков ведут себя альтруистичнее с незнакомыми самцами, чем с постоянными партнерами, что противоречит теории взаимного альтруизма. Причина в том, что самцы наказывают незнакомых самок за эгоистичное поведение строже, чем давних подружек. Таким образом, при «асимметричных» отношениях, когда один из партнеров заведомо сильнее другого, слабый партнер, чтобы избежать наказания, может быть добрее к чужим, чем к своим.

Обилие редких мутаций в генофонде человечества существенно превышает современные оценки

Все мы теперь мутанты
Последние исследования показали, что количество редких мутаций в человеческом генофонде может быть значительно больше, чем предполагалось ранее. Кроме того, накопление мутаций при росте населения означает увеличение мутационной изменчивости. А это, как мы знаем, является залогом быстрой приспособляемости вида при стрессовом изменении условий.

Под действием бактерицидных антибиотиков бактерии убивают себя сами

Общий механизм действия бактерицидных антибиотиков
Стал известен общий механизм, лежащий в основе бактерицидного действия большинства применяемых в настоящее время антибиотиков. Стимулируемое антибиотиками образование свободных радикалов приводит к накоплению критического количества поврежденных гуаниновых оснований в составе ДНК и РНК; попытка клетки исправить причиненный урон приводит к гибели.

Обезьяны отличают слова от неслов

Гвинейскому павиану предъявляются слова или бессмысленные сочетания букв на компьютерном экране, после чего он должен нажать на ту или иную кнопку
Французские исследователи обнаружили, что бабуины после определенных тренировок способны отличать слова от бессмысленных сочетаний букв. Это означает, что мозг обезьян значительно лучше подготовлен к восприятию слов, чем считалось ранее.

Модифицированный интерлейкин 2 обладает лучшей противораковой активностью

Схема связывания интерлейкина 2 с рецептором
Группа исследователей из США и Швейцарии смогла так модифицировать белок интерлейкин 2, регулирующий жизнедеятельность некоторых видов иммунных клеток, что он смог гораздо крепче связываться с соответствующим рецептором. Полученная в результате группа белков обладает лучшей, чем интерлейкин 2, противораковой активностью.

Дафнии заселяют альпийские озера, ставшие более продуктивными

Ветвистоусый рачок Daphnia galeata, проникший в озера, в которых ранее отсутствовал
Что определяет расширение круга местообитаний, в которых начинает встречаться тот или иной вид организмов? Изменение условий, ставших более пригодными для данного вида, или же генетические изменения самих организмов? Исследователи из Швейцарии и США на примере ветвистоусого рачка Daphnia galeata смогли показать, что расширение круга местообитания данного вида определяется прежде всего наличием в новом месте достаточной кормовой базы.

Доказано древнее происхождение белых медведей

Белый медведь
Недавние исследования митохондриальной ДНК разных видов медведей показали, что все ныне живущие белые медведи берут начало от одной популяции бурых медведей, существовавшей около 120 тысяч лет назад на Аляске. Эта датировка слишком молодая, чтобы принять ее без возражений. Новое исследование показывает ограничения примененного метода и дает новые оценки возраста становления белых медведей — около 600 тысяч лет назад.