Главная / Новости науки / 07.2012

Анализ родственных связей деревьев тропического леса выявил принципы устройства биологических сообществ

Деревья семейства диптерокарповые в заповедном лесу в Пасохе (Малайзия)
Одно из возможных объяснений необычайно высокого видового разнообразия деревьев тропического леса — экологическое своеобразие редких видов, занятие ими особых ниш, резко отличающихся от ниш массовых видов. Большая международная группа исследователей показала, что для некоторых сообществ тропических лесов такая гипотеза верна, в то время как в других сообществах видовое разнообразие поддерживается иными механизмами.

Почему одни нации богатые, а другие — бедные?

Герой Пушкина читал Адама Смита и потому умел судить о том, как государство богатеет. Недавно в эту копилку политэкономических идей внесли нетривиальный вклад профессор экономики Массачусетского технологического института Дарон Аджемоглу и гарвардский политолог профессор Джеймс Робинсон. Их совместная монография Why Nations Fail: The Origins of Power, Prosperity, and Poverty уже успела получить множество хвалебных отзывов от коллег по профессии с мировыми именами.

Экологические модели объяснили, почему в науке мало успешных женщин

Женщина-ученый
Известно, что успешных женщин-ученых существенно меньше, чем мужчин. Австралийские исследовательницы применили простейшую экологическую модель для объяснения этого феномена. У женщин, вынужденных часть активного времени отдавать семейным заботам, оказывается растянута фаза накопления необходимого для карьерного роста научного багажа. Пока продолжается эта фаза отрицательного приращения научной результативности, их неминуемо и закономерно обгонят более свободные конкуренты.

Клетки кукурузы становятся половыми от нехватки кислорода

Кукурузное поле
Американские исследователи доказали, что развитие мужских половых клеток у кукурузы определяется не наследственностью, а исключительно окружающей средой. Судьбу дифференцирующихся клеток пыльника (превратятся ли они в археспории, которые дадут начало пыльце, либо во вспомогательные соматические клетки) определяет уровень кислорода. При его понижении количество археспориев резко увеличивается, а при повышении, наоборот, уменьшается.

Микробы в кишечнике травоядных нейтрализуют токсические вещества

Лесной хомяк Брайанта Neotoma bryanti — объект исследований в обсуждаемой работе

Микробы, живущие в переднем отделе кишечника травоядных животных, играют важную роль в детоксикации (обезвреживании) ядовитых веществ, которые содержатся в тканях поедаемых растений. Изучение двух видовгрызунов из семейства хомяков показало, что состав микробных сообществ их кишечника зависит от того, рос ли в районах обитания их предков смолистый кустарник Larrea tridentata.

Хиггсовский бозон: открытие и планы на будущее

Одно из событий рождения хиггсовского бозона и его распада на два фотона, зарегистрированных детектором CMS

4 июля ЦЕРН объявил об открытии бозона Хиггса — частицы, которая играет ключевую роль в современной физике микромира и которую ученые искали почти полвека. На смену поискам теперь приходит всестороннее изучение хиггсовского бозона и попытки увидеть Новую физику в его свойствах.

Изучено, как ген mTOR управляет раковой опухолью

INK128
Белок mTOR регулирует трансляцию многих белков, в том числе тех, которые связаны с ростом клетки и ее размножением. Излишняя активация работы mTOR приводит к бесконтрольному делению клеток — то есть к превращению их в раковые. Поэтому очень важно определить, к синтезу каких именно белков mTOR имеет непосредственное отношение. Сделать это недавно удалось большой группе американских ученых. Кроме того, использованный в их работе ингибитор mTOR может оказаться весьма полезен для лечения рака простаты.

Бактерия превращается из симбионта в паразита, обратимо меняя свой геном

Крупные колонии P-форм и мелкие колонии M-форм бактерии Photorhabdus luminescens

Светящаяся бактерия Photorhabdus живет попеременно то в круглых червях, где она выступает в роли полезного сожителя, то в насекомых, для которых она — смертельный патоген. Микробы превращаются из патогенной P-формы в мутуалистическую M-форму за счет небольшого обратимого генетического изменения — поворота (инверсии) промотора madswitch, радикально меняющего свойства бактериальных клеток.

Уменьшение видового разнообразия приводит к снижению первичной продукции в экосистемах

Разнотравный луг. Продуктивность монокультуры в среднем ниже, чем в многовидовых сообществах, на 15–20%

Анализ результатов множества отдельных экспериментов позволил рассчитать изменение средних значений первичной продукции в экосистемах при изменении видового богатства в них. Оказалось, что продукционный процесс в экосистемах зависит от видового разнообразия сильнее, чем процессы деструкции органического вещества. При уменьшении числа видов вдвое продукция экосистем снижается в среднем на 13%.

Ложь во спасение, или Как куколки жуков обманывают своих соплеменников

Куколка вильчаторогого жука-носорога

В эволюции коммуникации животных обман помогает выжить тому, кто подает ложный сигнал, а восприемник обманного маневра несет убытки. Японские энтомологи продемонстрировали, что куколки жука-носорога издают серию вибраций, схожую с движениями кротов, основных врагов этих жуков. В ответ находящиеся рядом соплеменники перестают двигаться, замирают, и благодаря этому куколка остается неповрежденной.

Генетики выяснили, почему помидоры стали невкусными

Незрелый помидор сорта «Craigella» с равномерным созреванием (генотип u/u)

Чтобы облегчить сбор и реализацию урожая, селекционеры вывели сорта томатов с равномерно созревающими плодами, но это плохо сказалось на вкусовых качествах. Равномерное созревание вызывается мутацией, выводящей из строя регуляторный ген GLK2. В помидорах с испорченным GLK2 из-за пониженного уровня фотосинтеза образуется меньше сахаров и других растворимых веществ, что и лишает их вкуса и аромата.

Сведение тропических лесов ведет к меньшему поступлению углерода в атмосферу, чем думали

Объем годовой эмиссии углерода за период с 2000-го по 2005 год в результате уничтожения тропических лесов в Бразилии, Индонезии, Малайзии, Мьянме и Демократической республике Конго

Опираясь на подробные (полученные с помощью дистанционных методов) данные о состоянии растительного покрова, группа исследователей из США показала, что в период с 2000-го по 2005 год в результате сведения тропических лесов в атмосферу попадало в среднем по 0,81 млрд тонн углерода в год. Это в среднем в 3 раза меньше оценок, даваемых еще недавно другими авторами.

Двусторонне-симметричные животные рылись в донных осадках более 585 миллионов лет назад

Рис. 1. Следы ползания древнейших билатерально-симметричных животных

В Уругвае найдены ископаемые следы, оставленные древнейшими двусторонне-симметричными животными (билатериями) более чем за 40 млн лет до начала кембрийского периода. Животные рылись в донных осадках на мелководье, передвигаясь в верхних слоях грунта за счет перистальтических сокращений тела, подобно современным кольчатым червям.