Главная / Новости науки / 09.2012

Древнейшие бактерии архея не были сульфатредукторами

Лавовые архейские породы в Барбертоне в Южной Африке
Вниманию читателей, следящих за исследованиями древнейших следов жизни, предлагается статья французских геологов, опубликованная недавно в Nature Geoscience. Исследователи занимались вопросами фракционирования изотопов серы в древнейших породах планеты. Их выводы опровергают существующую точку зрения о том, что фракционирование изотопов серы имеет микробную природу. Они доказывают, что в архейские времена фракционирование серы происходило большей частью за счет физико-химических процессов в атмосфере и океане.

Пищевое поведение у пещерной рыбы наследуется эпигенетически

Слепая пещерная форма рыбы Astyanax mexicanus (на переднем плане) рядом со своими зрячими родственниками
Эпигенетическое наследование играет большую роль во многих биологических процессах. Исследуя две популяции пещерных мексиканских рыб, американские биологи обнаружили, что пищевое поведение рыб из этих популяций контролируется различными генетическими механизмами. В одном случае это поведение наследуется по отцовской линии, в другом  — по материнской. Эпигенетическое наследование хорошо объясняет несоответствие ядерной и митохондриальной ДНК, характерное для одной из двух пещерных популяций.

В долгосрочном эксперименте зафиксировано поэтапное формирование эволюционного новшества

Эволюционная история популяции Ara-3, в которой бактерии научились питаться цитратом

В ходе долгосрочного эволюционного эксперимента на бактериях E. coli в одной из 12 подопытных популяций появился новый полезный признак — способность питаться цитратом в аэробных условиях. Сначала зафиксировались мутации, помогающие утилизировать цитрат, если он окажется в клетке. Затем изменилась регуляция гена citT, ответственного за поглощение цитрата из внешней среды, и он стал работать в присутствии кислорода. И наконец, новая функция была многократно усилена благодаря нескольким удвоениям фрагмента хромосомы, несущего активированный ген citT.

Птицы умеренных широт поют более высоким голосом, чем их собратья из тропиков

Желтая древесница (yellow warbler) распространена почти по всей Америке
Канадские и американские зоологи показали, что певчие птицы тропических лесов поют на более низких частотах и в более узком частотном диапазоне, чем птицы умеренных широт. Это объясняется тем, что в тропическом лесу гораздо выше уровень высокочастотного шума, издаваемого поющими насекомыми, и сильнее затухание высокочастотных сигналов. Эволюционные расчеты свидетельствуют, что частотные характеристики песен птиц в тропических лесах меняются медленнее, чем у птиц в умеренных широтах.

Площадь льдов Северного Ледовитого океана сократилась до небывалого минимума

Арктический лед становится все менее прочным и легко разрушается при небольших летних штормах
Национальный центр США по слежению за состоянием снежного и ледового покрова объявил, что 26 августа 2012 года площадь ледового покрова Северного Ледовитого океана уменьшилась до рекордно низкого значения — 4,10 млн км2. Это на 70 тыс. км2 меньше предыдущего рекорда, наблюдавшегося в 2007 году. А к 9 сентября площадь льда сократилась еще на 14% — до 3,52 млн км2.

Китайские генетики поняли, почему японский рис не скрещивается с индийским

Круглозерный рис (Oryza sativa japonica, слева) и длиннозерный (O. s. indica, справа) неплохо смотрятся в одной тарелке, но гибридизуются с трудом

Многочисленные сорта культурного риса (Oryza sativa) подразделяются на две группы или подвида: O. s. japonica (круглозерный, клейкий рис) и O. s. indica (длиннозерный, неклейкий). Между подвидами существует частичная генетическая несовместимость: гибридные растения обладают пониженной плодовитостью. Китайские генетики расшифровали принцип работы одного из генных комплексов, порождающих несовместимость.

Социальные сети повышают избирательную активность пользователей интернета

Социальные сети и политическая активность — весьма актуальная тема современной жизни
Американские политологи и психологи при содействии исследователей из корпорации Facebook изучили влияние социальных стимулов на политическую активность избирателей. Выяснилось, что сетевые стимулы, снабженные индивидуальными атрибутами, в определенной степени повышают политическую активность, а формальные стимулы или агитация, по всей видимости, нет.

Эластичный белок резилин всё-таки нашелся в задних коленях саранчи

Пустынная саранча <i>Schistocerca gregaria</i>
Некоторые насекомые способны совершать огромные (относительно своего роста) прыжки. Во многих случаях это обеспечивается особым белком резилином, обладающим удивительной эластичностью. Исследователи из Кембриджского университета обнаружили, что высокие прыжки саранчи также связаны с наличием резилина в задних коленках этого насекомого.

Внутригрупповое сотрудничество помогает бактериальным популяциям противостоять конкурентам

Схема взаимоотношений между бактериями, производящими антибиотик, не производящими антибиотик, но защищенными от него и чувствительными к антибиотику
Американские микробиологи расшифровали систему взаимоотношений между 185 штаммами морских бактерий Vibrio, которые подразделяются на 9 «экологических популяций». Оказалось, что 44% штаммов выделяют антибиотики, угнетающие рост других штаммов. Обычно антибиотики действуют только на представителей чужих популяций и безвредны для «своих». Это позволяет говорить о своеобразной внутригрупповой кооперации, которая защищает бактериальные сообщества от экспансии чужаков.

Опыты с реальным хищником и виртуальными жертвами показали, что коллективное поведение защищает от нападения

Солнечник (Lepomis macrochirus)
Экспериментальным путем удалось доказать, что активность хищника ведет к формированию группового согласованного поведения у жертвы. Это означает, что коллективное поведение является результатом естественного отбора, как и любой другой полезный признак. Помимо важности выводов обращает на себя внимание изощренная техника эксперимента: реальным хищникам — рыбам — демонстрировали на полупрозрачной стенке аквариума виртуальную жертву.

Дофаминовые нейроны нужны мухам, чтобы учиться на ошибках

Мозг самца дрозофилы
Девственные самки дрозофил обычно готовы спариться с первым попавшимся ухажером, чего нельзя сказать о самках, уже имеющих сексуальный опыт (и запас спермы в семяприемнике). Молодые самцы поначалу ухаживают за всеми самками без разбора, но вскоре начинают предпочитать девственниц, убедившись на опыте, что с ними легче поладить. Австрийские биологи частично расшифровали механизм такого обучения.

Геном денисовского человека отсеквенирован с высокой точностью

Австралийская и новогвинейская девочки
Геном денисовского человека, прочтенный вчерне в 2010 году, удалось отсеквенировать «набело» (с 30‑кратным покрытием) благодаря новым методам работы с древней ДНК. Важнейшим результатом исследования является составление подробного каталога генетических изменений, закрепившихся у сапиенсов после их отделения от общих с денисовцами предков.

Чтобы водоем не «цвел», надо снизить поступление в него фосфора

Дэвид Шиндлер и одно из исследованных им озер
Эвтрофирование (то есть увеличение биологической продуктивности вод), проявляющееся, в том числе, в их «цветении», является серьезной экологической проблемой. Канадско-америкаский исследователь Дэвид Шиндлер, посвятивший всю жизнь изучению этой проблемы, в недавно вышедшем обзоре предполагает, что для того, чтобы справиться с эвтрофированием, достаточно уменьшить поступление в водоемы фосфора.

Открыт новый вид грызуна, не умеющий грызть

Paucidentomys vermidax - новый вид землеройковой крысы с острова Cулавеси
На острове Сулавеси в Индонезии найден новый вид грызуна — с резцами необычной формы и без коренных зубов. Анализ содержимого желудка показал, что зверек потребляет в пищу исключительно дождевых червей. Ученые считают, что в процессе эволюции этот вид грызуна полностью потерял способность грызть и жевать, но приобрел узкую специализацию для добывания мягкой пищи в подстилке влажных экваториальных лесов.