Главная / Новости науки / 03.2013

Троглодиты изображали животных точнее, чем современные художники

Контурная прорисовка лошади из пещеры Ласко во Франции, доисторический период

Насколько хорошо художники и скульпторы разных эпох представляли, как ходят реальные животные? Проанализировав тысячу иллюстраций и скульптур, группа венгерских биофизиков пришла к выводу, что пещерные художники позднего палеолита ошибались гораздо реже (в 46,2% случаев), чем их последователи (в 83,5% случаев). Положение изменилось к лучшему лишь в 1880-е годы, после публикации покадровой съемки американского фотографа Эдварда Майбриджа.

Перспективное лекарство против болезни Альцгеймера — компонент клеточной стенки бактерии сальмонеллы

MPL стимулирует фагоцитоз в клетках микроглии мыши

Болезнь Альцгеймера связана с отложением агрегатов белка бета-амилоида в головном мозге человека. Одно из направлений борьбы с амилоидными бляшками — поиск веществ, стимулирующих фагоцитарную активность клеток микроглии (главного компонента иммунной защиты). В качестве такого вещества предложен монофосфорил-липид A — модифицированный липополисахарид клеточной стенки бактерии Salmonella minnesota.

Борьба с естественными пожарами привела к неожиданным изменениям в травянистых сообществах

Обложка журнала Nature, посвященная обсуждаемой статье. Надпись гласит: «Горящий номер. Контролируемые экосистемы, теряющие видовое разнообразие, могут впасть в коллапс при неожиданном стрессовом воздействии»

Изучение травянистой растительности дубовых редколесий в районе Ванкувера (Канада) показало, что ведущаяся с середины XIX века борьба с естественно возникающими пожарами вызвала ряд серьезных изменений в растительном сообществе. Часть видов исчезла, хотя при этом была достигнута высокая и стабильная продукция остальных. Система стала напоминать сельскохозяйственное угодье достаточно высокой продуктивности.

Расшифрован геном инфузории Oxytricha trifallax — эукариотический геном из 16 000 хромосом

Схематичное изображение инфузории Oxytricha trifallax и ее уникального генома на обложке номера журнала PLOS Biology, в котором опубликована статья

Группа американских исследователей расшифровала геном большого ядра инфузории Oxytricha trifallax. Оказалось, что количество хромосом у окситрихи приближается к 16 000, причем геном представлен почти 2000 копиями. Это означает, что одновременно в ядре содержатся миллионы хромосом, каждая из которых, как и полагается, ограничена по краям концевыми структурами — теломерами.

Пресноводные рыбы эволюционируют быстрее, чем морские

Представители подсемейства Menidiinae семейства Atherinopsidae (вверху Chirostoma humboldtianum, внизу C. estor). Рисунок из статьи Barriga-Sosa et al., 2005

На основании молекулярного анализа канадские биологи реконструировали историю видового разнообразия пресноводных и морских видов в одной из эволюционных ветвей атеринообразных рыб. Оказалось, что не только скорость видообразования, но и скорость вымирания значительно выше у пресноводных рыб. Тем не менее разнообразие пресноводных видов тоже выше, чем разнообразие морских.

Модифицированный фермент запускает апоптоз лейкозных клеток

При фосфорилировании остатка тирозина в белке Crk две каспазы сближаются, формируя димер

Созданная американскими исследователями конструкция избирательно уничтожает клетки, содержащие мутантный белок BCR-ABL — специфический фактор развития хронического миелолейкоза. Конструкция состоит из сенсора, распознающего мутантный белок, и двух каспаз — ферментов клеточного самоубийства. При взаимодействии конструкции с белком BCR-ABL каспазы сближаются и сдваиваются, запуская самоубийство клетки, в которой был обнаружен BCR-ABL.

Насекомых в тропическом лесу сосчитали с высокой точностью

Фумигация (окуривание) кроны

Беспрецедентное по своим масштабам исследование членистоногих лесного массива Сан-Лоренцо (Панама) показало, что на площади 0,48 га обнаружено 6144 вида, а во всём лесном массиве площадью 6000 га обитает, по-видимому, около 25 000 видов. Более сотни экспертов по разным группам членистоногих обследовали буквально все микроместообитания экосистемы тропического леса — от почвенного слоя и подстилки до вершин крон.

Обнаружен новый тип синаптической депрессии

Схема нервных путей, обеспечивающих передачу сенсорного сигнала от вибрисс в кору головного мозга

В ходе развития организма сила передачи сигнала в отдельно взятом синапсе (контакте между двумя нейронами) может как увеличиваться (потенциация), так и уменьшаться (депрессия). Синаптическая депрессия служит инструментом ослабления и в конечном счете устранения ненужных нейронных контактов. Новый механизм синаптической депрессии, основанный не на времени прихода сигналов на синапс, а на их количестве и группировке (паттерне), был обнаружен в нейронах сенсорной коры молодых мышей.

Организмы, которым более полумиллиарда лет, указывают на распространение оледенения 300 млн лет назад

Шлифы с комплексом археоциат из эрратического валуна с Западного Фолкленда

Распределение древних ледниковых отложений помогает понять, как двигались материковые плиты многие миллионы лет назад. Открытие кембрийских губок и трилобитов в валунных глинах Фолклендских островов, где эти животные никогда не обитали, позволило более точно оценить распространение каменноугольно-пермского оледенения. Учёные предполагают, что ископаемые животные попали на Фолкленды через 220 млн лет после своей смерти с антарктическим ледником.

Прокариотическая система иммунитета поможет редактировать геном

Механизм работы CRISPR-системы II типа

Хотя прокариоты — это одни из самых просто организованных существ на Земле (проще устроены только вирусы), их устройство поражает своим изяществом и совершенством. Недавно в научном мире буквально совершило переворот открытие прокариотических CRISPR-систем, которые обеспечивают приобретенный иммунитет к вирусам и плазмидам. О работе этих систем и о том, что их изучение может дать человечеству, рассказал Константин Северинов.

Крабы способны чувствовать боль

Краб Carcinus maenas

Могут ли животные чувствовать боль так, как чувствует ее человек? На этот вопрос не так просто ответить, поскольку животные часто не способны выразить свои чувства. Английским биологам удалось поставить поведенческие эксперименты на крабах, в которых они убедительно показали, что эти животные не только способны немедленно реагировать на неприятные для них стимулы, но и запоминать и избегать их.

Одноклеточные водоросли — перспективная платформа для производства противораковых иммунотоксинов

Одноклеточная зеленая водоросль Chlamydomonas reinhardtii

Одноклеточные водоросли могут стать экономически эффективной системой для производства противораковых иммунотоксинов. В отличие от других клеток эукариот, клетки водорослей быстро размножаются на дешевых питательных средах, а хлоропласты водорослей, в отличие от бактерий, способны не только синтезировать чужеродные белки, но и осуществлять сложные постсинтетические процессы, необходимые для активации белков.

Как паразиты превращают своих хозяев в зомби

Гриб Ophiocordyceps, прорастающий из головы зомбированного муравья-древоточца Camponotus

Паразитические организмы поражают любые ткани и способны вызывать самые страшные заболевания, нередко со смертельным исходом. Однако некоторые паразиты сумели добиться большего: они превращают пораженных ими индивидов в зомби. Например, сумчатый гриб Ophiocordyceps, споры которого поселяются в голове муравья-древоточца, вынуждает хозяина влезать на невысокую травинку и челюстями вцепляться на теневой стороне листа в его центральную жилку; затем муравей умирает, а гриб прорастает и дает споры.

Можно ли считать латимерию живым ископаемым?

Latimeria chalumnae

Латимерия — единственный современный представитель многочисленной когда-то группы кистепёрых рыб — считается классическим примером «живого ископаемого». Однако анализ современных генетических и палеонтологических данных приводит к выводу, что эволюция кистепёрых рыб шла не так уж медленно, и сама латимерия — форма относительно молодая, хотя и в самом деле относящаяся к очень древней группе.