Главная / Новости науки / 06.2013

Компьютерное моделирование мембран, липид-II и покрывало Пенелопы

Липид-II в бактериальной мембране

По легенде, в ожидании Одиссея Пенелопа каждый день ткала покрывало и каждую ночь его распускала. Так и в бактериальной клетке постоянно и одновременно идут два процесса: синтез клеточной стенки и ее разрушение. В результате стенка всё время обновляется и обеспечивает бактерии качественную защиту. Липид-II, который критически необходим для синтеза клеточной стенки, как челнок в ткацком станке Пенелопы, снует между внутренней и наружной поверхностями мембраны, поднося к клеточной стенке «строительные блоки», из которых она состоит.

У губок обнаружена генная сеть, которая могла бы управлять развитием глаз

Пресноводная губка Ephydatia muelleri

Губки — самые примитивные многоклеточные животные. Тем не менее у них найдено два гена, которые участвуют у большинства других животных в развитии глаз. И хотя функции этих генов другие (они, например, контролируют дифференцировку жгутиковых клеток), эти гены губки даже взаимодействуют между собой так же, как если бы они участвовали в развитии глаза какого-то более сложного животного.

Рыбки Danio rerio наследуют модификации ДНК от отца

Популярная аквариумная рыбка Danio rerio (данио-рерио) — модельный организм в биологии развития и герой массы научных статей

Активное/неактивное состояние генов в клетке обеспечивается химическими модификациями (метками) ДНК. До сих пор была распространена гипотеза, что сразу после оплодотворения все метки с родительской ДНК снимаются, чтобы дать возможность эмбриону развиваться в разных направлениях. Оказывается, у рыбок Danio rerio модификации ДНК эмбриона идентичны таковым в сперматозоиде. Таким образом, по крайней мере в эмбриональном развитии, рыбки наследуют модификации ДНК от отца.

Как клетки выбирают путь спасения при стрессе

HSP70 подавляет развитие аутофагии

Два механизма помогают нашим клеткам выжить при стрессе — белки теплового шока (задача которых — сохранить структуру других белков) и аутофагия (самопереваривание частей клетки). Связаны ли эти системы между собой? Как клетка может сделать выбор в пользу одной из них? Оказывается, белки теплового шока управляют аутофагией, не давая клетке принять радикальные меры там, где достаточно легкой починки.

Последний ледниковый максимум повлиял на трофическую структуру сообществ животных, обитавших в мамонтовых степях

Мамонты зимой. Картина палеонтолога и художника Константина Константиновича Флёрова (1904–1980)

Опираясь на данные о содержании в останках животных стабильных изотопов углерода и азота, исследователи сумели выяснить трофическую структуру (кто кому служил пищей) в сообществах животных мамонтовых степей, существовавших на Земле в позднем плейстоцене. Рассматривались только хищники и их непосредственные жертвы. Исходный материал происходил из Европы (где была западная оконечность пояса мамонтовых степей) и Аляски (бывшая Берингия).

Своим сердцем позвоночные обязаны полногеномной дупликации

Формирование сердечного изгиба. A–C — последовательные стадии эмбрионального развития сердца
В современной биологии распространена гипотеза, согласно которой в начале эволюции позвоночных животных у них произошло удвоение всего набора генов, в большинстве групп даже неоднократное. Дало ли это позвоночным какие-нибудь новые возможности? Исследования одной из важнейших групп генов, регулирующих индивидуальное развитие, — семейства Hox — показывают, что от числа этих генов зависит строение многих органов животного, и в особенности сердца.

Будущее — за фиолетовыми помидорами

Фиолетовые помидоры Del/Ros1 отличаются повышенным содержанием антоцианов

Жители больших городов лишены возможности приготовить салатик из помидоров с собственной грядки и вынуждены идти за ними в супермаркет. Не исключено, что в скором времени вместо привычных красных помидоров их будут поджидать там синие или фиолетовые. Помидоры, обогащенные антоцианами (именно они придают цветам и плодам все оттенки синего), не только полезны, но и вдвое дольше хранятся и устойчивы к вредителям.

Учет лимитирования азотом показал, что с нарушенных земель выделяется значительно больше СО2, чем предполагалось ранее

Увы, один из самых распространенных способов расчистки леса под поля. Искусственно вызванный пожар в лесах Амазонии

Участки растительности, нарушенные человеком, — это места, где происходит усиленное выделение в атмосферу углекислого газа. Проведенный недавно расчет интенсивности данного процесса для всей поверхности суши дал величину 1,4 ± 0,2 гигатонны углерода в год. Оценки делались и раньше, но они были занижены, поскольку не учитывалось лимитирование роста растительности азотом и преодоление этого лимитирования за счет «удобрения» азотом в результате антропогенного загрязнения.

Найдена генетическая причина отсутствия хрусталика у наутилуса

Голова наутилуса. Отверстие зрачка не содержит никакой линзы и ничем не закрыто
У головоногого моллюска наутилуса глаза похожи на сложные камерные глаза осьминогов, но по какой-то загадочной причине лишены хрусталиков. Хотя по инженерным соображениям даже самый простой хрусталик был бы в таком глазу только полезен. По-видимому, хрусталик отсутствует из-за утраты одного определенного регуляторного гена, влияющего на развитие глаза и имеющегося у подавляющего большинства других животных. Возможно, странное устройство глаз наутилуса — это не хитрое приспособление, а просто эволюционная случайность.

Атому Бора сто лет

The quantum atom. Image credit: Thomas Porostocky

Сто лет назад увидела свет знаменитая статья датского физика Нильса Бора «О строении атомов и молекул». C этой работы началась история квантовой механики.

Ядра мезомицетозоев делятся синхронно, как у зародышей животных

На грани перехода к многоклеточности: представитель мезомицетозоев Sphaeroforma arctica. Сфероформа очень близка к креолимаксу, о котором идет речь в статье
Мезомицетозои — недавно открытые одноклеточные родственники животных. В их жизненном цикле встречаются многоядерные и колониальные стадии, напоминающие зародыши обычных многоклеточных животных (например, насекомых). В новой работе показано, что сходство тут не только внешнее, но и физиологическое: ядра мезомицетозоев обладают свойством делиться синхронно, как в ранних зародышах многоклеточных. По мнению авторов, эти данные ставят под сомнение теорию происхождения многоклеточных животных от колониальных жгутиконосцев.

Исчезновение птиц с большим клювом привело к эволюции размера семян пальм

Тукан Ramphastos dicolorus, способный потреблять крупные плоды пальмы E. edulis, сохранился только в немногих ненарушенных местообитаниях

На примере разных популяций одного вида бразильских пальм удалось показать, что в эволюции размера семян решающая роль принадлежала птицам, способным потреблять крупные плоды (например, туканам). На территориях, подвергнувшихся антропогенному воздействию, эти птицы давно истреблены или крайне малочисленны. Поскольку нет потребителей (а они же и разносчики) крупных семян, исчезают и образующие их пальмы.