Главная / Новости науки / 11.2013

Фононика открывает новые возможности для управления звуком и тепловыми потоками

Минималистская скульптура Эусебио Семпере в Мадриде

Фононика — раздел физики, занимающийся тонким управлением звуковыми, ультразвуковыми и тепловыми колебаниями в различных структурах. В отличие от акустики, активную роль тут играет сама среда, через которую распространяется колебание. Благодаря целому ряду достижений последних лет, в инструментарии экспериментальной физики появились необычные устройства, способные направлять упругие колебания среды в соответствии с желаниями физиков.

Ген речи FOXP2 обзаводится помощниками

Микки Маус произносит знаменитую речь "I Dream of Having"

Работа американских нейробиологов представляет разносторонее исследование гена SRPX2. Роль этого гена, как выяснилось из результатов экспериментов на мышах и культурах мышиных и человеческих нейронов, заключается в регуляции плотности возбуждающих синапсов и дендритных шипиков в тех отделах мозга, которые связаны с речевой активностью. Также было утсановлено, что этот ген влияет на развитие речи.

Альтернативный сплайсинг помогает растениям регулировать сроки цветения в зависимости от погоды

Резуховидка Таля

У модельного растения резуховидки Таля имеется сложная система регуляции сроков цветения в зависимости от температуры и продолжительности светового дня. Биологи из Германии и Нидерландов разобрались в устройстве одного из блоков этой системы, благодаря которому в холодную погоду цветение задерживается, а в теплую — ускоряется. Ключевую роль в этом играет альтернативный сплайсинг, позволяющий растению на основе одного и того же гена FLM производить два разных варианта белка.

Определена масса горячей землеподобной планеты Kepler-78b

Планета Kepler-78b

Впервые определены параметры планеты, достаточно близкой по свойствам к Земле. Радиус планеты Kepler-78b в 1,17 раз больше земного и масса в 1,7 раз больше, чем у Земли. Плотность планеты, такая же, как у Земли (около 5,5 г/см3), свидетельствует о составе, сходном с земным: Kepler-78b приблизительно на две трети состоит из силикатных скальных пород и на треть — из железа. Вместе с тем, есть существенное отличие: планета в сто раз ближе к своей звезде, чем Земля к Солнцу, и нагрета до температуры выше 2000°C.

Черепахи грозят перевернуть эволюционное древо рептилий

Положение черепах на эволюционных деревьях

Австралийский палеонтолог Майкл Ли предложил новую гипотезу происхождения черепах. Как и многие авторы до него, Ли считает, что черепахи близки к крупным растительноядным ящерам пермской эпохи — парейазаврам; но он предполагает, что черепахи вместе с парейазаврами произошли от диапсид — ветви рептилий, к которой относятся крокодилы, динозавры и ящерицы. Если эта гипотеза подтвердится, она будет означать очень сильную перестройку эволюционного древа рептилий.

Мировые массивы лесов постепенно исчезают

Пятна мертвых деревьев в западной Канаде, погибших из-за нашествия лубоедов Dendroctonus ponderosae

Анализ глобальных данных спутниковых съемок за 12 лет показал, что площадь лесных массивов в мире сократилась на 1,4 млн км2. Наибольшие потери зафиксированы для тропической зоны, наименьшие — для умеренной. Чтобы уменьшить эти потери, кроме специальных мер, направленных на сохранение тропических лесов, важно также контролировать интродукцию паразитарных видов, так как на новых территориях они могут вызвать эпидемию среди лесных деревьев.

Вирус, встроившийся в геном наших предков, влияет на работу мозга

Ретровирус

Российские ученые показали, что один из 133 эндогенных ретровирусов, встроившихся в наш геном после разделения эволюционных линий человека и шимпанзе, подвергся «молекулярному одомашниванию» и теперь функционирует в качестве регуляторного элемента, управляющего работой гена PRODH (участвующего в синтезе нейромедиаторов) в некоторых отделах мозга. По-видимому, данная ретровирусная вставка сыграла какую-то роль в эволюции человеческого мозга.

Есть ли вообще проблема с космическими позитронами?

Моделирование магнитного поля в спиральной галактике

Одна из горячих тем в астрофизике в последние годы связана с загадкой космических позитронов. Однако не все астрофизики согласны с тем, что эта загадка действительно существует. В новом исследовании утверждается, что все «загадочные» данные можно объяснить самыми обычными астрофизическими процессами, не привлекая ни темной материи, ни излишне активных пульсаров.

Членистоногие подтверждают реальность кембрийского взрыва

Часть эволюционного древа членистоногих

Международная группа ученых проделала объемную и очень тонкую работу по оценке темпов эволюции членистоногих во временной окрестности нижней границы кембрийского периода. Их основной вывод: в начале кембрия у членистоногих действительно произошло резкое (в среднем в 4–5 раз) повышение скорости эволюции по сравнению со значениями, обычными для этого типа в дальнейшем.

За подавление аппетита отвечают нейроны парабрахиального ядра

Толста мышь, у которой нарушена регуляция аппетита

Американские ученые определили область мозга, которая регулирует подавление аппетита. Это парабрахиальное ядро, включающее группу нейронов, в которых экспрессируется кокальцигенин — нейропептид, снижающий аппетит. Его экспрессия особенно велика, когда условия не благоприятствуют еде, например при болезни или стрессовых воздействиях. Участие нейронов парабрахиального ядра в регуляции аппетита показано впервые.

Улучшенная версия атомно-силового микроскопа рассказала много нового про белок титин

Модель титина

Биофизики давно изучают механические свойства белка титина, играющего важную роль в работе мышечных волокон. Однако до сих пор экспериментальные данные и результаты молекулярного моделирования не удавалось сравнить напрямую, поскольку они отвечали совершенно разным условиям. Группа исследователей из Марселя и Барселоны реализовала новую экспериментальную методику, которая перекинула мостик через эту пропасть и впервые позволила сравнить эти два метода исследования.

Альтернативный способ репликации ДНК оказался эффективнее традиционного

Археи Haloferax Volcanii

Исследование генома археи Haloferax volcanii принесло интересные результаты. Оказалось, что удаление всех «точек начала репликации» (ТНР) в ДНК не замедлило, а ускорило репликацию и размножение микробов. Это указывает на наличие разных способов инициирования репликации и заставляет задуматься о том, зачем вообще нужны ТНР и как они появились. Авторы исследования предлагают свою версию.

Грибы-агрономы: как грибы выращивают для себя урожай

Клетки бактерий Pseudomonas putida на грибных гифах

Европейские ученые исследовали симбиотические отношения между грибами и почвенными бактериями и получили неожиданные результаты. Оказалось, что взаимодействие грибов и бактерий напоминает сельскохозяйственную практику: грибы как бы возделывают бактерии и собирают с них урожай. Такой подход к толкованию симбиотических отношений среди низших организмов существенно обогащает наши представления об эволюции симбиоза у грибов и бактерий.

Эксперимент CROWS по поиску гипотетических сверхлегких частиц дал отрицательный результат

Ключевые компоненты установки CROWS

В ЦЕРНе завершился эксперимент CROWS по поиску так называемых «виспов» — гипотетических сверхлегких и очень слабо взаимодействующих частиц за пределами Стандартной модели. Как и предыдущие эксперименты, CROWS показал отрицательный результат, закрыв тем самым еще одну область параметров в моделях Новой физики. В целом такие эксперименты позволяют прощупать новые грани нашего мира и тем самым дополняют эксперименты при очень высоких энергиях.

Математические способности детей проявляются уже в шестимесячном возрасте

Малыш и счеты

Интуитивное «чувство количества» — способность приблизительно оценивать число объектов во множествах — обнаруживается у детей уже вскоре после рождения, то есть задолго до того, как они начинают говорить или учатся считать. Эта способность широко распространена и в животном мире. Американские психологи обнаружили, что дети, у которых это чувство в шестимесячном возрасте развито сильнее, впоследствии успешнее овладевают арифметическими навыками. Это первое прямое подтверждение гипотезы о том, что уникальные для нашего вида математические способности развились на основе эволюционно древнего «чувства количества».

Состояние сна связано с увеличением межклеточного пространства в мозге

Межклеточное пространство в мозге мыши

Американские исследователи установили, что как во сне, так и при анестезии для мозга характерно увеличение объема межклеточных пространств. Благодаря этому ускоряется обмен между спинномозговой и тканевой жидкостями и кровью, необходимый для выведения токсичных метаболитов, накопившихся за время активного функционирования мозга. Таким образом, новое исследование подтверждает гипотезу о том, что сон необходим для поддержания гомеостаза в мозге.