Главная / Новости науки / 03.2014

Превращение полипа в медузу контролируется той же сигнальной системой, что и превращение головастика в лягушку

Эфира аурелии

Для многих животных характерен сложный жизненный цикл из нескольких стадий, сильно различающихся по строению и образу жизни. Переход от одной стадии к другой (метаморфоз) сопровождается радикальными изменениями плана строения. Международная команда исследователей выявила ключевые гены, инициирующие метаморфоз у медузы Aurelia aurita. При этом обнаружилось удивительное сходство генетической регуляции метаморфоза с насекомыми и позвоночными.

Размер генома папоротников чистоустов не менялся 180 миллионов лет

Поперечный срез ископаемого папоротника

Шведские ученые изучили в деталях ископаемые папоротники уникальной сохранности. Благодаря тому, что в окаменевших остатках превосходно видны клетки с ядрами и хромосомами, удалось оценить объем генома древних представителей данного рода. Он оказался примерно тем же, что и у современных родичей. Этот пример крайнего эволюционного консерватизма даст возможность понять, почему некоторые организмы замедляют свой эволюционный бег, превращаясь в живых ископаемых.

Разнообразие дарвиновых вьюрков сокращается из-за межвидовой гибридизации

Большой древесный вьюрок с острова Флореана

Со времен Дарвина галапагосские вьюрки считаются классическим примером быстрого видообразования в условиях островной изоляции. В начале XX века на острове Флореана обитало три вида древесных вьюрков: малый, средний и большой. Сейчас большой древесный вьюрок полностью вымер, а средний интенсивно гибридизуется с малым, что может привести к полному слиянию двух видов. Причина вымирания и межвидовой гибридизации — паразитическая муха Philornis downsi, личинки которой поселяются в гнездах вьюрков и убивают птенцов.

Эксперимент BICEP2 подтверждает важнейшее предсказание теории космической инфляции

Зарегистрированная экспериментом BICEP2 карта B-мод поляризации реликтового излучения

Специализированный телескоп BICEP2, работающий на Южном полюсе и измеряющий поляризацию космического микроволнового излучения, обнаружил реликтовые B-моды поляризации. Их наличие указывает на то, что по ранней Вселенной гуляли сильные гравитационные волны. Они, в свою очередь, могли возникнуть только на стадии инфляции — сверхбыстрого раздувания Вселенной, когда ей было примерно 10–32 секунды от роду.

Один из древнейших генов многоклеточных животных оказался ответственным за эпилепсию

Действие мутаций Otx-генов на мозг мыши

Otx-гены — древнее семейство гомеозисных генов, которые действуют по тому же принципу, что и широко известные Hox-гены, но не в туловище, а в передней части головы. Работа этих генов очень важна для развития передних отделов мозга позвоночных, и в частности — коры наших больших полушарий. Итальянские ученые показали, что мутации по этим генам, изменяя распределение нейронов в коре, могут приводить к эпилепсии, но могут и защищать от нее.

Самцы дрозофил поют серенады с умом

Любовь разлита в воздухе...

Ученые из Принстонского университета прислушались к тому, что поют самцы плодовых мушек, ухаживая за самками. Прежде считалось, что песня самцов целиком запрограммирована инстинктом и что любые ее вариации отражают случайные отклонения в передаче нервных сигналов. Но в результате тщательного анализа компонентов песни выяснилось, что эти вариации не случайны, а связаны с поведением самки.

Разнообразие тропических насекомых поддерживается благодаря узкой специализации паразитов

Один из участников сверхразнообразного сообщества — муха Blepharoneura sp.

В цветах двух видов растений рода Gurania, собранных на одном небольшом участке в Перу, американские биологи обнаружили сверхразнообразное сообщество насекомых. Оно включает 14 видов мух рода Blepharoneura, личинки которых развиваются в чашелистиках гураний, и 18 видов паразитических наездников, чьи личинки развиваются в личинках мух. По-видимому, постоянные попытки спастись от паразитов стимулируют видообразование у мух, что, в свою очередь, подстегивает видообразование наездников.

Сейсмометрия установила новые ограничения на интенсивность гравитационно-волнового шума Вселенной

Периодические деформации тела под действием гравитационной волны

Вселенную заполняет гравитационно-волновой шум — беспорядочное наложение гравитационных волн, излученных в самых разных процессах за всё время жизни Вселенной. Обычно эффект от гравитационных волн ищут на специальных сверхчувствительных приборах, детекторах гравитационных волн. Авторы нового исследования пошли иным путем: они использовали данные специально выбранных сейсмометров. Им удалось получить новые оценки на интенсивность гравитационно-волнового шума Вселенной, которые в миллиард раз точнее предыдущих.

Сложная картина мимикрии определяется одним геном

Форма самки Papilio polytes (слева) и их модели для подражания (справа)

Бабочки парусники известны многообразием подражательных окрасок. Самцы парусников имеют персональную расцветку, так же окрашена и одна из форм самок; зато узоры крылышек трех других форм самок имитируют облик нескольких неродственных ядовитых бабочек. Всё это разнообразие альтернативных вариантов обеспечивается единственным геном, регулятором высокого уровня. Этот ген по-разному формируется у самцов и самок; кроме того, формам с подражательной окраской присущи измененные варианты этого гена.

Найден «волшебный признак», способствующий видообразованию у дрозофил

Drosophila serrata, вид, приспособленный к засушливым условиям

Два родственных вида дрозофил — Drosophila serrata и D. birchii — не скрещиваются друг с другом, хотя и проживают на одной территории в восточной Австралии. Американские биологи обнаружили у этих мух признак, влияющий одновременно и на устойчивость к высыханию, и на выбор брачного партнера. Благодаря таким «волшебным признакам» с двойным эффектом адаптация к различающимся условиям среды может автоматически приводить к формированию репродуктивной изоляции и быстрому видообразованию.

Граница протонной устойчивости ядер может оказаться довольно размытой

N-Z-диаграмма атомных ядер

Традиционно считается, что при пересечении границы протонной стабильности атомные ядра становятся крайне неустойчивыми и не могут держать в себе избыточные протоны. Однако международному коллективу физиков удалось обнаружить возбужденный изомер ядра тантала-158, для которого это правило не работает: протонной радиоактивности в нем не обнаружено. Этот результат подтверждает идею о том, что реальные границы нуклонной стабильности ядер могут оказаться довольно размытыми.

20% генома неандертальцев собирается из генов современных людей

Неандерталец в меховой накидке

Американские ученые воспользовались особым методом для определения архаичных генов. Из кусочков древних реликтов в генетических последовательностях современных людей ученым удалось собрать примерно 20% неандертальского генома. Опробованный метод позволяет выявлять генетические реликты без сопоставления с ископаемыми геномами и с этой точки зрения видится исключительно перспективным.

«Великое кислородное событие» на рубеже архея и протерозоя не было ни великим, ни событием

Архей — древнейшая эпоха на нашей планете

До недавнего времени считалось, что на рубеже архея и протерозоя произошло «Великое кислородное событие». Имеющиеся данные позволяли представить этот рубеж таким образом: начало деятельности фотосинтетических организмов, накопление кислорода в связи с ней, и постепенное превращение планеты из восстановительной в окислительную. Но последующие работы существенно скорректировали эту модель. В новом обзоре подробно описана эволюция научного мнения по этому вопросу.