Главная / Новости науки / 12.2014

Численность хищных животных в Европе постепенно восстанавливается

Четыре крупных европейских хищника

76 зоологов, участвующие в работах по мониторингу популяций европейских млекопитающих, обобщили данные за последнее пятилетие. Они выяснили, что численность крупных хищников — бурого медведя, рыси, волка и росомахи, — обитающих на территории Европы, увеличилась по сравнению с серединой XX столетия — периодом наибольшего популяционного стресса. Ученые отмечают, что не только увеличилось число особей в популяциях, но и расширилась территория, занимаемая ими.

Птичьи песни и человеческая речь организуются за счет сходных генов

Зебровая амадина

Изучение экспрессии генов в мозге певчих птиц и их безголосых родичей позволило создать топографическую картину специфической экспрессии, характерной именно для певцов. Набор специфически работающих «голосовых» генов оказался во многом похож на набор генов, вовлеченных в организацию речи у людей. Более того, те отделы мозга, которые контролируют пение у птиц — воспроизведение звуков, запоминание и обучение новым звукам, — функционально соответствуют зонам и областям мозга человека, которые обслуживают речь.

Согласованная активность в мозге взаимодействующих людей свидетельствует о взаимопонимании

Область мозга, в которой наблюдалась активность

Ученые из Нидерландов обнаружили, что при установлении взаимопонимания между двумя людьми согласовываются активности определенных участков правых височных долей их головного мозга. Активность в этих областях усиливалась с увеличением времени взаимодействия, а также с повышением эффективности совместного решения задач парой испытуемых.

Прочтен геном многоножек

Многоножка Strigamia maritima

Большой международный коллектив ученых расшифровал геном многоножек. Благодаря этому результату теперь на многоножках можно проверять различные концепции об адаптациях к наземной жизни, о строении — морфологическом и генетическом — предков мандибулят и членистоногих, об их эволюционных преобразованиях. Так, в организации генома многоножек выявлены черты, характерные для общего предка членистоногих, утерянные насекомыми и ракообразными.

Описаны поздние стадии развития загадочных эдиакарских эмбрионов

Ископаемые эмбрионы на стадии Megaclonophycus

Новые находки загадочных эдиакарских «эмбрионов» из фосфоритовых отложений формации Доушаньтуо (Китай) позволили впервые изучить поздние стадии развития этих организмов. Оказалось, что на поздних стадиях у них развивались признаки, характерные для настоящих многоклеточных: наружный слой клеток, отличающийся по строению от внутренней клеточной массы, и особые многоклеточные образования, получившие название «матрёшек». Новые данные противоречат интерпретации эмбрионов из Доушаньтуо как колониальных бактерий или протистов.

Облигатный мутуализм не такой уж и облигатный: алоэлистная юкка может опыляться не только юкковыми молями

Юкковая моль

Юкки и опыляющие их юкковые моли — это один из немногих примеров очень узкой взаимной специализации растений и опылителей — облигатного мутуализма. Такие случаи часто рассматриваются как эволюционный тупик, снижающий возможности адаптации к меняющимся условиям и повышающий в долгосрочной перспективе вероятность вымирания. Новое исследование показало, что алоэлистная юкка на части своего ареала вышла из эволюционного тупика и эффективно опыляется завезенными из Европы неспециализированными опылителями.

Обнаружена сеть структур мозга, старение которой зеркально отражает ее развитие

Сравнение структур исследуемой сети с областями, деградирующими при болезнях

Сравнив изображения мозга 484 испытуемых разных возрастов, ученые из Норвегии выявили сеть структур, отвечающих за интеллектуальные способности и эпизодическую память, которая изменяется с возрастом зеркально: позже других областей достигает пика развития — к сорока годам, и впоследствии начинает деградировать раньше других. Интересно, что структуры этой сети в наибольшей степени подвержены нарушениям при таких умственных расстройствах, как болезнь Альцгеймера и шизофрения.

Питекантропы использовали орудия для добычи моллюсков и для гравировки

Ракушка из Тринили с рисунком

Изучение раковин моллюсков, найденных более ста лет назад Эженом Дюбуа одновременно с костями питекантропа, принесло неожиданный результат. На одной из раковин был найден выгравированный рисунок. Это самый древний из известных на сегодняшний день предметов «человеческого» искусства.

Культурные традиции у птиц основаны на социальном обучении и конформизме

Кормушка-головоломка, использовавшаяся в эксперименте по формированию культурных традиций у большой синицы

Эксперименты на больших синицах показали, что появление в популяции единичных особей, обладающих новым полезным навыком, может привести к быстрому формированию устойчивой культурной традиции. Навык перенимается птицами друг у друга, причем птицы предпочитают решать задачу именно тем способом, каким пользуется большинство особей в их группе, даже если умеют решать ее по-другому.

Мир меняется и подземная биота меняется вместе с ним

Микроскопические норки нематод в песчаном грунте

В журнале Nature представлен обзор имеющихся на сегодняшний день данных по биоразнообразию почв. Неожиданно эта, казалось бы, тривиальная тематика предстает совершенно иначе. С позиций современных знаний, почвенная жизнь — это целый отдельный мир, чрезвычайно малоизученный, исключительно разнообразный и теснейшим образом взаимоувязанный с нами, обитающими на поверхности любителями солнца.

Рецептор света, родственный родопсину сетчатки, регулирует тонус сосудов

Меланопсин встречается в небольшом числе клеток, расположенных в глубоких слоях сетчатки

Американские ученые обнаружили в сосудах мышей родственный родопсину белок, благодаря которому сосуды расслабляются под действием света. Это открывает перспективы разработки новых методов терапии заболеваний и патологических состояний сосудов. Не исключено также, что этот механизм задействован в регуляции суточных ритмов различных физиологических процессов.

Оптимизация рациона пойдет на пользу здоровью людей и планеты

Изменения в уровне потребления пустых калорий

Анализ данных по динамике сельскохозяйственного производства и по влиянию различных диет на здоровье людей показал, что тот стиль питания, к которому сегодня пришли богатые страны и постепенно приближаются все остальные, далек от оптимального и сказывается негативно не только на окружающей среде, но и на здоровье людей. Радикально улучшить экологическую и медицинскую ситуацию могло бы распространение альтернативных стилей питания.