Главная / Новости науки / 05.2015

За формирование передне-задней оси тела у комара и мухи отвечают разные гены

Нормальная личинка комара-звонца Chironomus riparius (вверху) и безголовая личинка с двумя хвостовыми отделами, развившаяся из яйца, в котором при помощи РНК-интерференции (RNAi) был отключен ген panish

В формировании передне-задней полярности у эмбриона дрозофилы ключевую роль играет белок bicoid: там, где его больше всего, формируется голова. Однако у многих других насекомых ген bicoid не обнаружен, а генетические основы формирования передне-задней оси тела неясны. Как выяснилось, в развитии комара Chironomus riparius местоположение головы определяется другим геном, panish, механизм действия которого отличается от bicoid.

Луна-рыба охотится на глубине, а у поверхности отогревается

Луна-рыба

Японские ученые, используя современное оборудование, выявили интересные подробности жизни луны-рыбы. Эта рыба обычно попадается человеку, когда она пассивно дрейфует у поверхности океана. Но оказалось, что в дневное время луна-рыба регулярно ныряет на глубину до 200 м, где охотится на сцифомедуз и сифонофор. После посещения холодных глубин она отогревается в приповерхностных водах.

Подавление метилтрансферазы EZH2 может повысить эффективность противораковой терапии

Биологические эффекты двойной терапии NSCLC

В поисках новых лекарств для лечения немелкоклеточного рака легких изучен эффект подавления метилтрансферазы EZH2. В раковых клетках из опухолей с инактивированным продуктом гена BRG1 или с гиперактивированным EGFR ингибиторы EZH2 существенно повышали чувствительность к химиотерапевтическому препарату этопозиду. Результаты работы открывают новые возможности для прецизионной терапии рака.

Древнейшие люди изготавливали орудия по-своему

Каменные орудия из Ломекви

Анализ орудий, найденных в местонахождении Ломекви 3 (Кения) в слоях возрастом 3,3 млн лет, показал, что их сработали с помощью ударов каменной заготовкой о твердые поверхности (пассивная оббивка), а также с помощью отбойников на наковальнях. При общем разнообразии орудий и их многофункциональности их изготовители еще не обладали навыками точных ударов. В целом эти орудия сделаны менее искусно и к тому же в 3–4 раза больше и массивнее, чем соответствующие олдувайские орудия.

Половой отбор защищает от вымирания

Схема эволюционного эксперимента

Результаты семилетнего эволюционного эксперимента на жуках Tribolium castaneum показали, что половой отбор действительно способствует уменьшению генетического груза и предохраняет популяцию от вымирания. Те из подопытных популяций, в которых на каждую самку приходилось по несколько самцов (а значит, была возможность выбора и мог работать половой отбор), накопили меньше рецессивных вредных мутаций, чем популяции с такой же численностью, но без избытка самцов.

Сотни генов человека всё еще могут заменить аналогичные гены дрожжей

Доля заменимых (желтый) и незаменимых (синий) генов среди исследованных пар ортологичных генов дрожжей и человека

Хотя человека и дрожжи разделяет миллиард лет эволюции, у них гены с общим происхождением и функциями. Оказывается, около половины таких генов человека всё еще способны заменить соответствующие гены дрожжей. Причем предсказать такую заменимость можно не по сходству последовательностей или уровню экспрессии генов, а, как ни странно, по тому, в каком процессе участвует ген. Так, гены, отвечающие за инициацию репликации ДНК, были незаменимы, а почти все гены биосинтеза стерола у дрожжей удалось успешно заменить человеческими вариантами.

Бейтсовская мимикрия у змей может способствовать возникновению репродуктивной изоляции

Алая королевская змея и ядовитый арлекиновый коралловый аспид

При бейтсовской мимикрии неядовитый вид подражает ядовитому, поэтому она является ярким примером конвергенции — то есть вторичного сходства неродственных видов. Однако вид-подражатель может жить не только бок о бок со своим ядовитым визави, но и в местах, где ядовитого вида нет. И тогда естественный отбор может способствовать уменьшению сходства и в конечном счете приводить к разделению (дивергенции) популяций прежде единого вида.

Искусственное удлинение светового дня приводит к ожирению

Схема влияния освещения на отложение жира

Голландские ученые продемонстрировали механизм, посредством которого искусственное увеличение светового дня создает предрасположенность к ожирению. Оказывается, под действием света супрахиазматическое ядро мозга менее активно стимулирует бурый жир поглощать и сжигать липиды. А чем меньше липидов сжигает бурый жир, тем больше их откладывается в белом жире.

Солнечные рыбы подогревают себя изнутри

Красноперый опах

Американские специалисты измерили температуру мышечной ткани солнечной рыбы, обитательницы холодных глубин. Как выяснилось, температура мышц и головного отдела поддерживается на относительно постоянном уровне и в среднем на 3–4°C выше, чем у окружающей воды. То есть у этих рыб выработались необычные анатомические особенности, помогающие им не терять тепло и сохранять высокую метаболическую активность мышечных тканей и сердца даже в холодных водах.

Магнитоспиннинг резко упрощает и удешевляет производство полимерных нановолокон

Принцип магнитоспиннинга

Американские и английские ученые разработали новый метод получения ультратонких полимерных нановолокон. Результаты исследований были опубликованы в журнале Advanced Materials. Новый метод, получивший название магнитоспининг, очень прост в использовании и позволяет получить большие объемы нановолокон с разными характеристиками, которые могут быть использованы для создания новых материалов, а также в медицине для большого круга задач.

Параллельная эволюция эусоциальности у пчел: принцип общий, эволюционные маршруты — разные

Диаграммы, отражающие количество генов, темп эволюции которых изменился (ускорился или замедлился) при переходе от одиночной жизни к простой эусоциальности и от простой эусоциальности к сложной

Сравнительный анализ геномов 10 видов одиночных и общественных пчел показал, что поэтапное развитие эусоциальности, происходившее параллельно в нескольких эволюционных линиях, было основано на изменении разных наборов генов. Главной общей чертой всех рассмотренных случаев является усложнение регуляторных генных сетей, о чем можно судить по увеличению числа участков ДНК, служащих для прикрепления регуляторных белков (транскрипционных факторов), а также числа генов, подвергающихся метилированию.

Предложена новая идея по поиску легких частиц темной материи

Сверхпроводящий микроскопический болометр

Поиск частиц темной материи с массой меньше 1 ГэВ — задача исключительной технической сложности. Ни один из существующих сейчас детекторов к таким частицам нечувствителен. В статье американских теоретиков предлагается идея нового сверхпроводящего детектора, который позволит почувствовать частицы темной материи с массами в мегаэлектронвольтном и даже килоэлектронвольтном диапазонах, расширяя тем самым область поисков на 4–5 порядков.

Водные животные стремятся оптимизировать механику движения

Черная ножетелка

Большинство видов рыб плавают за счет движений хвостового плавника, и этот механизм оптимально отрегулирован: соотношения параметров колебания хвоста для всех рыб одинаковы. Но у многих видов рыб и беспозвоночных способ передвижения другой — за счет волнообразного колебания длинных плавниковых лент. Американские ученые исследовали этот тип локомоции и выяснили, что максимальная скорость передвижения достигается при одном и том же отношении амплитуды ундулирующей волны к ее длине.

Новооткрытый микроб заполняет брешь между прокариотами и эукариотами

Эволюционное дерево архей

В донных осадках на глубине 3283 м в Северном Ледовитом океане обнаружены микроорганизмы из надцарства архей, более близкие к эукариотам, чем любые другие прокариоты. Судя по набору генов, новая группа микробов, получившая название локиархей, обладает многими важными признаками эукариот, включая актиновый цитоскелет и способность к фагоцитозу.

Жук-бомбардир использует простую механику для «стрельбы»

Жук-бомбардир

Американские ученые изучили механизм, с помощью которого жуки-бомбардиры защищаются от врагов. Эти жуки могут в случае опасности выстреливать в них струей кипящей жидкости из анальных желез. Ученым удалось заснять работу желез во время защитного выстрела, что позволило в деталях разобраться в том, как работает и контролируется взрывной механизм жука.

Параллельное расположение артерий и вен важно для поддержания теплокровности

Расположение артерий и вен

У теплокровных животных артерии и вены располагаются специфическим образом — рядом с артерией почти всегда проходит парная вена. Авторы статьи, опубликованной в журнале Developmental Cell, показали, что такое расположение сосудов помогает теплокровным животным поддерживать более стабильную температуру тела.

Сообразительность помогает синицам-гаичкам выживать в суровых зимних условиях

Гаичка Гамбела

Обитание в суровых условиях требует от животного реализации всех его способностей. Немаловажную роль здесь могут играть и способности когнитивные, проще говоря — «сообразительность» животных. Ученые выяснили, что синицы-гаички, живущие на высокогорье, лучше справляются с тестами на «решение проблем», чем их собратья, живущие ниже, в условиях более мягкого климата. Возможно, поэтому они могут эффективнее добывать корм и, в конечном счете, выживать.

Ученые приближаются к разгадке тайны нервного гребня

Ландшафты Уоддингтона

Нервный гребень — это эмбриональная структура, которая присуща всем позвоночным. Он развивается из эктодермы после формирования всех трех зародышевых листков. При этом клетки нервного гребня сохраняют способность образовывать те типы тканей, которые у всех животных кроме позвоночных формируются из мезодермы. Раньше предполагалось, что клетки нервного гребня приобретают плюрипотентность вторично, однако новое исследование американских ученых предлагает другое объяснение этого эффекта.