Главная / Новости науки / 11.2015

Змеи отказались от конечностей, чтобы приспособиться к роющему образу жизни

Структура внутреннего уха у змей, ведущих роющий образ жизни

Змеи утратили конечности, чтобы вести роющий образ жизни или чтобы приспособиться к водной среде? В пользу первой точки зрения появился новый аргумент. Исследователи продемонстрировали, что внутреннее ухо змеи, жившей 90 миллионов лет назад, похоже на внутреннее ухо современных змей, ведущих роющий образ жизни, а не наземный или водный. Особая структура внутреннего уха роющих змей помогает им лучше чувствовать низкочастотные вибрации почвы.

У мечехвостов обнаружены свидетельства полногеномной дупликации

Атлантический мечехвост Limulus polyphemus

Полногеномная дупликация долгое время считалась уникальной особенностью позвоночных животных, в ранней эволюции которых она, по-видимому, произошла дважды. Однако последние исследования показывают, что очень похожее неоднократное удвоение генома случилось и у мечехвостов, принадлежащих одной из эволюционных ветвей членистоногих. Появление в результате серии дупликаций большого числа новых генов может рассматриваться как одна из вероятных причин эволюционного успеха позвоночных, но мечехвостов оно к успеху не привело.

Глобальная температура в 2015 году с запасом побьет прошлогодний рекорд

Локальные отклонения температур в октябре 2015 года

Октябрь 2015 года стал рекордно теплым месяцем за всю историю инструментальных наблюдений. Ясно, что примерно таким же теплым окажется ноябрь. Данные по аномалии глобальной температуры, которые ежемесячно публикуют все основные службы, отслеживающие эволюцию земного климата, свидетельствуют о том, что 2015 год не просто станет самым теплым за всю историю наблюдений, а побьет предыдущий, прошлогодний, рекорд с заметным запасом.

Коммуны миролюбивых пауков погибают быстрее, чем агрессивных

Самка паука Anelosimus studiosus

Самки американского паука Anelosimus studiosus живут коммунами по 2–200 особей. Каждая коммуна создает себе из паутины собственный мир — паутинный «риф», где живут не только представители данного вида, но еще до нескольких десятков видов других пауков. Когда пауков-нахлебников становится слишком много, коммуна погибает. Интересно, что в популяции агрессивных фенотипов пауков критическая численность нахлебников достигается медленнее.

Столетие ОТО, или Юбилей «Первой ноябрьской революции»

Альберт Эйнштейн

25 ноября 1915 года Альберт Эйнштейн представил заключительный доклад в серии из четырех сообщений, посвященных общей теории относительности. За прошедшие 100 лет эта теория прошла хорошую проверку: ее предсказания много раз подтверждались наблюдениями и экспериментами. Круглый юбилей — хороший повод рассказать непростую историю появления общей теории относительности Эйнштейна.

Геномы полухордовых проливают свет на эволюцию вторичноротых

Область экспрессии регуляторного гена «жаберного кластера» foxA у молодой особи Saccoglossus kowalevskii

Большой международный научный коллектив получил полные геномные последовательности двух представителей класса кишечнодышащих (тип полухордовые): Saccoglossus kowalevskii и Ptychodera flava, а также транскриптомы еще нескольких видов полухордовых, иглокожих и бескишечных плоских червей (Acoela). Новые данные позволили уточнить эволюционное дерево двусторонне-симметричных животных и получить более точное представление о наборе генов и образе жизни последнего общего предка вторичноротых.

Минеральные глаза моллюсков хитонов способны различать форму объекта

Рыба в видении хитона

Панцирь моллюсков хитонов Acanthopleura granulata уникален — прямо в его защитную броню встроены сотни крошечных глаз с линзами из минерала арагонита, позволяющих моллюску видеть во всех направлениях. Ученые не только выяснили, как устроены эти глаза, но и восстановили то, что с их помощью видит моллюск. Наличие арагонитовых зрительных линз у хитонов показывает, что моллюски — это уже третий тип животных (после трилобитов и офиур), обошедших обязательность органических хрусталиков.

Нейтринная астрофизика делает первые шаги

Галактика NGC 253, одна из ближайших к нам галактик со вспышкой звездообразования, которую видно в гамма-диапазоне вплоть до «ТэВных» энергий

Два года назад человечеству открылось еще одно окно для наблюдения за глубоким космосом — через нейтрино высокой энергии. Статистика таких астрофизических нейтрино пока мала, но, сопоставляя ее с другими астрофизическими данными всесигнальной астрономии, можно уже сейчас получать любопытные результаты и накладывать ограничения на механизмы рождения астрофизических нейтрино. Недавно появилось сразу несколько публикаций с примерами таких выводов.

На выбор брачного партнера может влиять схожесть генов предков

Если верить сайту The Postnational Monitor, так должны выглядеть усредненные лица пуэрториканцев

Ученые из США и Израиля изучили брачные предпочтения у двух этнических групп, населяющих США, — мексиканцев и пуэрториканцев. Оказалось, что сходная доля генов европейских, индейских и африканских предков — один из главных факторов, определяющих вступление в брак. Большая доля генов европейских предков коррелировала с более высоким уровнем образования и доходов, но даже после выравнивания этих показателей гены предков сильнее влияли на выбор супруга, чем уровень образования.

Птицы умеют распознавать подброшенные яйца по оттенкам ультрафиолета

Буроголовый воловий трупиал

Яйца птиц, занимающихся гнездовым паразитизмом, часто очень похожи на яйца видов-хозяев, в гнезда которых они подбрасывают свои яйца. Для выявления подложенных яиц птицы могут обращать внимание на их окраску не только в видимой части спектра, но и в ультрафиолете. Оказалось, что один из видов пересмешников, на котором паразитирует североамериканский воловий трупиал, в основном полагается именно на ультрафиолет.

После массового вымирания на рубеже девона и карбона позвоночные измельчали

Древние крупные и мелкие позвоночные

Анализ большого массива данных по девонским и каменноугольным позвоночным показал, что в течение девона средний размер тела этих животных неуклонно увеличивался, однако после кризиса позвоночные стали мельчать, причем эту тенденцию не удается объяснить ни избирательным вымиранием крупных форм во время кризиса, ни колебаниями климата и содержания кислорода в атмосфере. Скорее всего, измельчание было связано с изменением структуры сообществ, однако конкретные механизмы остаются загадочными.

Лорициферы заставляют вносить поправки в эволюционное древо линяющих животных

Типичный представитель лорицифер — Armorloricus

Лорициферы — тип морских червей, открытый только в 1983 году и входящий в группу линяющих животных (Ecdysozoa), к которой относятся членистоногие с их червеобразными родственниками. Последние делятся на две группы — Scalidophora и Nematoida. Новое исследование генов рибосомной РНК лорицифер показывает, что они не входят в группу Scalidophora (как считалось раньше), а близки то ли к группе Nematoida, то ли даже к членистоногим.

Алмазы в земной коре синтезируются проще, чем предполагали раньше

Кимберлитовая трубка «Мир»

Американские геохимики предложили новую химическую модель образования алмазов, которая не требует для их формирования сочетания уникальных условий. Напротив, согласно этой модели алмазы являются частью обычных, идущих повсеместно химических реакций в условиях глубоких магматических слоев. При высоких давлениях и температурах вода превращается в мощный растворитель и в ней начинают растворяться материалы магмы. В результате карбонатсодержащие породы становятся источником углерода для образования алмазов.

Главный борец с опухолями ген ТР53 может превращаться в онкоген

Схема работы гена ТР53 с GOF-мутациями

Некоторые замены аминокислот в белке ТР53 могут не только лишить его функции супрессора опухолей, но и превратить его в онкоген. Недавно удалось описать новый механизм, посредством которого происходит эта трансформация. Мутантный ТР53 активирует экспрессию генов, осуществляющих модификацию гистонов, и, как следствие, вызывает перестройку хроматина. Полученные результаты открывают перспективы для так называемой эпигенетической терапии — разработки противораковых средств, влияющих на структуру хроматина.

Пол цветка определяется взаимодействием трех генов

Цветок огурца

Исследователи из Франции и Израиля установили, как взаимодействие трех генов определяет пол цветка. Модификации активностей этих генов приводят к появлению разных типов растений — гермафродитов с обоеполыми цветками, растений, на которых есть цветки мужского и женского пола, или же растений, все цветки которых однополые. Благодаря этим знаниям можно будет получать растения с цветками определенного пола.

У птиц мужская и женская красота имеют разную природу

Синяя птичка

У одних видов птиц самцы окрашены ярче, чем самки, у других оба пола имеют броскую окраску, а у третьих и самцы, и самки окрашены блёкло. Анализ большого массива данных по воробьиным птицам пролил свет на причины этого многообразия. Полученные результаты показывают, что женская красота у птиц иногда является результатом пассивного переноса на самок признака, полезного только самцам, но во многих случаях она имеет и собственное адаптивное значение, связанное с конкуренцией между самками за социальный статус и брачных партнеров.

Гомологи хорды широко распространены у первичноротых

Срез хорды

Открытая в прошлом году у кольчатых червей структура, напоминающая хорду, — аксохорд — оказалась широко распространенной у самых разных типов животных. Это значительно подкрепляет гипотезу, согласно которой у общего предка двусторонне-симметричных животных аксохорд уже был. Вполне возможно, что наша хорда произошла именно от этого органа.

Сырная плесень сформировалась за счет множественных горизонтальных переносов полезных генов

Вкусные французские сыры

Французские ученые, изучив десять видов плесени, используемой для приготовлении сыров, пришли к заключению, что некоторые свои свойства эти плесени получили за счет горизонтальных переносов от неродственных видов. Вероятно, таким образом они приобрели гены, ответственные за ускоренную переработку лактозы и подавление роста конкурентов. Как показали эксперименты, оба свойства дают выигрыш только на сырном субстрате.

Субординантые самцы орангутанов размножаются в периоды нестабильной иерархии

Бородатый орангутан

У орангутанов есть две морфы самцов: крупные, с характерными выростами на лице (доминанты), и более мелкие, напоминающие самок (субординанты). На участке леса главенствует один крупный самец, он же отец большинства детенышей. При старении или ослаблении патриарха его место постепенно занимает другой самец доминантной морфы. В такой период нестабильной иерархии, длящийся до нескольких лет, шанс размножиться получают и субординантные (самкоподобные) самцы.

Формирование пальцев и регенерация у древних тетрапод происходили так же, как у современных саламандр

Преаксиальное или постаксиальное развитие?

Саламандры обладают уникальной способностью к регенерации конечностей и хвоста. Кроме того, саламандры отличаются от других современных тетрапод обратной последовательностью формирования пальцев и других элементов конечностей в ходе онтогенеза. Германские палеонтологи обнаружили эти признаки, ранее считавшиеся уникальной особенностью саламандр, у нескольких групп примитивных палеозойских тетрапод.