Главная / Новости науки / 01.2016

Моногамные полёвки способны жалеть друг друга

Полёвка утешает друга

Американские ученые в серии поведенческих экспериментов показали, что моногамные желтобрюхие полёвки склонны жалеть и утешать товарищей, попавших в беду. У них имеет место настоящая эмпатия по отношению к знакомым индивидам, со свойственным ей индуцированным эмоциональным и физиологическим состоянием. Ничего похожего не наблюдалось у родственного немоногамного вида — луговых полевок. Выяснилось также, что у желтобрюхих полёвок, как и у человека, эмпатия определяется действием окситоцина в области передней поясной извилины.

Элементный состав континентальной коры помог датировать начало тектоники плит

Общий вид Земли в раннем архее

По соотношению в земной коре невымываемых элементов (никеля, кобальта, хрома и цинка) американские геохимики определили, что вплоть до 3 млрд лет назад континенты были сложены высокомагнезиальными, тяжелыми, породами, а в течение позднего архея они быстро разрастались за счет формирования более легких гранитов. Это свидетельствует о старте глобальной тектоники плит около 3 млрд лет назад, потому что для образования гранитов в мантию должно поступать много воды, что происходит при погружении океанической коры в мантию в зонах субдукции.

Люди жили в Заполярье 44 тысячи лет назад

Прорисовка скелета и внутренних органов мамонта (вид слева)

Российские ученые обнаружили на костях мамонта возрастом около 44 тысяч лет повреждения от человеческих орудий — метательных копий, дротиков и каменных скребков. Вместе с найденной раньше волчьей бедренной костью с отверстием от дротика эти находки раздвигают ареал обитания человека доледниковой эпохи далеко на север, до 72° с. ш.

Джордж и его команда: к 70-летию горячей модели Вселенной

Георгий Гамов

Считается, что наша Вселенная возникла примерно 13,7 миллиардов лет назад в результате Большого взрыва. Сейчас в космологии эта точка зрения общепринята, но точная природа этого явления до сих пор является предметом дискуссий. Важный вклад в развитие этой теории внес в середине ХХ века Георгий Гамов, который пытался ответить на вопросы о том, как появились привычные для нас химические элементы в первые мгновения жизни Вселенной.

Ящерицы тегу в период размножения становятся теплокровными

Горячие ящерицы

Как показали наблюдения за обменом веществ у ящериц тегу, теплокровность может быть сезонной. В период размножения температура тела этих рептилий поддерживается выше температуры окружающей среды на целых десять градусов, что для холоднокровных животных раньше считалось невозможным. Это открытие позволяет предположить, что теплокровность могла возникнуть у предков птиц и млекопитающих как приспособление к высоким энергозатратам в период размножения.

Дельфины помогают олушам ловить сардин

Олуши охотятся во время хода сардин

Каждый год у побережья ЮАР наблюдается миграция сардин, движущихся сплоченными косяками. Такие скопления — лакомая добыча как для водных хищников (в основном дельфинов), так и для морских птиц олушей. Извлекают ли хищники разных видов выгоду из совместной охоты? Оказалось, что да, и чем больше хищников, тем им лучше: успешнее всего атаки, которые идут через небольшое время после нападения другого хищника на косяк. Это объясняет, почему специализирующиеся на стайных рыбах хищники часто держатся группами.

«На кончике пера» открыта трансплутоновая планета размером с Нептун

В представлении художника так может выглядеть гипотетическая девятая планета солнечной системы

В Солнечной системе, вероятно, есть еще одна чрезвычайно удаленная планета размером с Нептун, совершающая один оборот вокруг Солнца за 10–20 тысяч лет. Сенсационную статью на эту тему опубликовали 20 января два уважаемых планетолога, Константин Батыгин и Майк Браун из Калифорнийского технологического института, проводившие детальный анализ орбит уже известных нам транснептуновых объектов. Они готовы предъявить скептикам результаты многомесячного компьютерного моделирования.

В мозге птиц обнаружен механизм, не позволяющий переучивать выученное

Взрослый самец зебровой амадины учит молодого самца правильно петь

Американские нейробиологи обнаружили механизм, не позволяющий зебровым амадинам переучивать те элементы песни, которые они уже выучили. Ключевую роль в обучении пению играют премоторные нейроны верхнего вокального центра (HVC), которые активно работают у молодых самцов («учеников») при прослушивании песни взрослого самца («учителя»). У взрослых самцов эти нейроны перестают реагировать на звуки чужих песен.

Женщины публикуются в более престижных научных журналах, но цитируют их меньше

Привлечение женщин в науку — процесс с препятствиями

Группа ученых инженерных специальностей изучила статистику публикаций у мужчин и женщин по инженерии и технологии. Выяснилось, что женщины в качестве ведущих авторов чаще публикуются в высокорейтинговых журналах, чем авторы-мужчины, но их индекс цитирования ниже. Женщинам проще пробиться к лидирующим позициям в узкоспециальных областях. А команды соавторов, где присутствуют и мужчины, и женщины, продуктивнее, чем те, где отдается предпочтение только мужчинам или только женщинам.

Мимикрирующие друг под друга бабочки-нимфалиды научились при выборе партнера использовать запах

Слева – Heliconius timareta thelxinoe, справа – H. melpomene amaryllis

У американских бабочек-нимфалид рода Heliconius распространена мюллеровская мимикрия: несколько ядовитых видов копируют друг друга окраской. Кроме того, окраска крыльев имеет большое значение при выборе партнера. В эволюции Heliconius прежде единый вид нередко разделялся на два, когда разные его популяции начинали подражать разным видам. Однако бывает и так, что близкие виды Heliconius внешне очень схожи, но при этом в природе почти не гибридизируют. Французские ученые детально разобрались в одной такой ситуации.

Локализацию метастазов определяют интегрины опухолевых экзосом

Легкое, в котором скапливаются раковые экзосомы

Получены данные, впервые объясняющие давно известный эффект: у каждого типа раковых опухолей есть излюбленные органы для местазирования — так называемый органотропизм. Выяснилось, что это связано с различными наборами трансмембранных рецепторов интегринов на поверхности экзосом опухолей. В клинической практике с помощью определения интегринов на экзосомах, вероятно, можно будет предсказывать пути распространения метастазов.

Голоценовые биосообщества изменились после расселения человека по Земле

Доля агрегированных видовых пар

Экологи рассчитали показатель видовой сопряженности биосообществ для разных временных интервалов от каменноугольного периода до современности. Если до голоцена в сообществах доминировали положительные связи между видами (виды имели тенденцию к сосуществованию), то в течение голоцена и до настоящего времени выявляется тенденция к отрицательным связям (видовые пары стремятся к разобщенному существованию в разных комплексах). Этот сдвиг ученые связывают с деятельностью человека.

Нефотосинтезирующую бактерию можно обучить фотосинтезу, поместив ее в подходящую среду

Схема гибридной фотосинтезирующей системы

Американские химики и биоинженеры создали «гибридную» фотосинтезирующую систему, в которой светособирающую функцию выполняют наночастицы сульфида кадмия, а живая нефотосинтезирующая бактерия Moorella thermoacetica забирает у них возбужденные светом электроны и использует для восстановления CO2 и синтеза органики. Подобные биотехнические устройства, преобразующие энергию солнечного света в нужные человеку органические вещества, когда-нибудь превзойдут по эффективности обычные фотосинтезирующие организмы.

Судя по поведению, трихоплакс не так прост, как думали раньше

Трихоплакс переваривает микроводоросль Rhodomonas salina

Американские ученые с помощью микроскопа с флуоресцентной оптикой проследили за тем, как трихоплакс — самое примитивное из всех многоклеточных животных — переваривает водоросли. Выяснилось, что при контакте с водорослями липофильные клетки, выделяющие пищеварительные ферменты, ведут себя удивительно разумно для организма без синапсов, каким является трихоплакс, — ведь для таких форм поведения нужна сложная координация работы клеток.