Главная / Новости науки / 04.2016

Малыши гигантских динозавров росли очень быстро

Взрослый рапетозавр и его недельный малыш

В местонахождении Меварано позднемелового возраста на Мадагаскаре найдены кости гигантского динозавра рапетозавра (Rapetosaurus krausei). К известным ранее находкам рапетозавра прибавился совсем юный экземпляр, возраст которого составлял всего несколько недель. Оценки скорости роста оказались фантастическими: после вылупления из яйца за первые несколько недель жизни этот динозавренок увеличился в 10 раз! Форма костей и суставов у этого малыша схожа с костями взрослых рапетозавров, а это означает выводковый тип развития у гигантских зауропоподов: динозаврята вылуплялись из яиц уже полностью подготовленными к самостоятельной жизни.

Теоретики продолжают искать объяснения двухфотонному пику

Двухфотонный всплеск может оказаться лишь вершиной айсберга новых эффектов и открытий
Загадки LHC. Двухфотонный всплеск при 750 ГэВ

У двухфотонного пика, намеки на который проступают всё яснее, есть все шансы стать крупнейшим открытием в физике элементарных частиц за последние десятилетия. Ситуация должна проясниться очень скоро, уже этим летом, и близость развязки поддерживает ажиотаж. В ожидании новых данных, теоретики продолжают ломать голову над тем, какой именно вариант Новой физики может скрываться за этим отклонением. В кратком обзоре рассказывается, о чем говорят данные и какие объяснения сейчас наиболее популярны.

Расшифрованы генетические основы быстрых эволюционных изменений размера клюва у дарвиновых вьюрков

Большой земляной вьюрок Geospiza magnirostris

Один из немногих детально изученных примеров того, как конкуренция за ресурсы между близкими видами способствует расхождению признаков, — это быстрое уменьшение размера клюва у среднего земляного вьюрка Geospiza fortis на маленьком острове Дафне в Галапагосском архипелаге, которое произошло на фоне засухи 2004–2005 годов из-за конкуренции с недавно поселившимся на острове большим земляным вьюрком Geospiza magnirostris. Генетический анализ показал, что этот эволюционный эпизод происхошел за счет сильного отбора по единственному локусу.

Расшифровка древней ДНК рассказала о происхождении южноамериканских индейцев

Женщина из индейского народа аймара

Исследование митохондриальной ДНК индейцев из древних могильников Южной Америки уточнило время отделения коренных жителей Нового Света от населения Сибири. Установлено, что этот процесс совпал с последним ледниковым максимумом (17–28 тыс. лет назад). Ученые подтвердили, что южноамериканские индейцы являются прямыми потомками первых обитателей Берингии, которые быстро достигли своей будущей родины, продвигаясь вдоль тихоокеанского побережья и быстро размножаясь по пути. Появление европейцев в XVI веке привело к резкому сокращению численности коренных жителей Южной Америки.

Птицы учатся строить гнезда у своих знакомых

Гнездо зебровой амадины

Как выяснилось в экспериментах шотландских ученых, зебровые амадины выбирают цветовую гамму для своих гнезд, руководствуясь не столько инстинктом, сколько собственными вкусами и текущими наблюдениями. При этом если они наблюдают за действиями опытного гнездостроителя, с которым прежде были знакомы, то от его действий будет сильно зависеть их последующий выбор цвета. Но незнакомый строитель не станет для молодого ученика авторитетом, он выберет цвет в соответствии с собственными цветовыми предпочтениями.

Ученые выяснили, почему бактериофагам трудно бороться с иммунной системой бактерий

Нескончаемая гонка вооружений между паразитами-бактериофагами и их жертвами-бактериями

Эффективность системы наследуемого приобретенного иммунитета CRISPR-Cas, широко распространенная у прокариот, обеспечивается тем, что благодаря ее работе разные бактерии учатся распознавать вирус по разным участкам его генома. В результате способы защиты бактерий от данного вируса становятся настолько разнообразными, что никакие точечные мутации уже не помогают вирусам эффективно приспособиться к коллективной обороне жертв. Это способствует эволюции специальных вирусных генов, подавляющих работу системы CRISPR в целом, а бактерии отвечают на это эволюцией новых вариантов системы CRISPR.

Аллигаторы получают плату птенцами за охрану птичьих гнезд

Большая голубая цапля и миссисипский аллигатор

В национальном парке Эверглейдс во Флориде околоводные птицы предпочитают строить гнезда над участками миссисипских аллигаторов, чтобы защититься от гнездовых хищников, которых аллигаторы отпугивают. Сравнение морфометрических характеристик тела показало, что аллигаторы, жившие вблизи колоний птиц, были гораздо упитаннее тех, у кого такого соседства не было, причем эта связь не зависела от других параметров среды. Это означает, что такие сообщества выгодны для обоих участников.

Рибоза и другие сахара могут синтезироваться в частицах межзвездного льда под действием ультрафиолетового излучения

Газопылевое облако, вращающееся вокруг молодой звезды

В космосе обнаружены разнообразные органические вещества, однако о механизмах их формирования известно немного. Астрофизики и химики из Франции, Дании и Мексики экспериментально показали, что в условиях, имитирующих ранние стадии формирования планетных систем, в водяном льду с примесью метанола и аммиака под действием ультрафиолетового излучения образуются всевозможные углеводы, включая рибозу — важнейшую составную часть РНК. Авторы предполагают, что химический процесс, приводящий к синтезу этих углеводов, схож с автокаталитической реакцией Бутлерова, хотя и не нуждается в присутствии двухвалентных ионов металлов.

Самцы стрекоз, активно ухаживающие за самками, живут меньше

Рис. 1. Cамцы стрекоз: вверху — Mnais costalis, внизу — M. pruinosa

Два близких вида стрекоз, Mnais costalis и M. pruinosa, могут жить вместе на одних и тех же ручьях. Но первый вид предпочитает более солнечные места, а второй — более затененные. Японские исследователи изучили эти два вида и показали, что активные самцы светолюбивого вида M. costalis держатся на более освещенных местах, где им удается спариться с большим количеством самок. Но живут они при этом меньше. А у M. pruinosa не выявлено связи между продолжительностью жизни самца и успехом у самок.

Клетки глиобластомы соединены сетью микротрубок, обеспечивающих рост опухоли и ее устойчивость к терапии

Рост в течение 60 дней клеток глиобластомы трансплантированных в мозг мыши

Большая группа европейских исследователей открыла важную особенность строения некоторых глиом (неизлечимых раковых опухолей мозга). Опухолевые клетки оказались соединены в единый «орган» длинными микротрубками, облегчающими их проникновение в окружающие ткани и повышающими устойчивость опухоли к радиотерапии. Ученые изучили механизмы формирования опухолевых микротрубок, их свойства и функции, а также их связь с устойчивостью опухолей к терапии и определили потенциальные мишени для лечения таких глиом.

Обнаружен первый рентгеновский пульсар в галактике Андромеды

Галактика Андромеды (М31)

В архивных данных космического телескопа XMM-Newton, многократно проводившего наблюдения Туманности Андромеды (М31) в рентгеновском диапазоне, удалось найти сигналы с периодом 1,2 с, указывающие на первый пульсар вне пределов нашей Галактики и ее спутников. Источник сигнала представляет собой двойную систему, в которой нейтронная звезда поглощает материю своего компаньона — «обычной» звезды. Период обращения этой двойной системы вокруг общего центра масс составляет 1,27 суток.

«Хоббиты» с острова Флорес оказались вчетверо старше

3D-модель пещеры Лианг-Буа

Тщательный анализ процесса осадконакопления в пещере Лианг-Буа позволил точнее определить возраст остатков флоресских людей (Homo floresiensis), получивших за карликовый рост прозвище «хоббиты» с острова Флорес. Прежде считалось, что эти примитивные люди относительно молоды: геологический возраст последних их представителей оценивался в 18‒13 тысяч лет. Новые датировки увеличивают его как минимум до 60 тысяч лет.

В мозге рыб обнаружен переключатель, настраивающий на победу или поражение в драке

Кружение — стадия в конфликте двух самцов данио-рерио

Японские нейробиологи обнаружили в мозгe данио-рерио два нейронных контура, один из которых активен у победителей в драках, а второй — у побежденных. Трансгенные рыбки с блокированным «путем победителя» обычно проигрывают драки, даже если по физическим показателям не уступают сопернику. Напротив, рыбки с отключенным «путем побежденного» не желают сдаваться и поэтому чаще всего побеждают. Обнаружен и третий путь: если этот путь заблокировать, побитая в драке рыбка продолжает вести себя нескромно, провоцируя новые атаки победителя.

Обнаружены коллективные эффекты в поведении физиков-теоретиков

Временная зависимость числа публикаций в ответ на очередную сенсацию

Давно известно, что физика может эффективно описывать поведение большого коллектива объектов — при условии, что эти объекты однотипны и примитивны. Законам статистической физики подчиняются даже некоторые биологические системы, например, культура бактерий. Недавно мировую общественность всколыхнула публикация, демонстрирующая, что эти условия, — однотипность и примитивность — могут выполняться и для больших коллективов физиков-теоретиков.

Ботаники вырастили опаловые цветы

Один из опаловых экземпляров цветов A. thaliana, выращенных в лаборатории

Ботаники из Германии смогли получить полностью окремненные цветы. Для этого им понадобилось модифицировать ряд генов, отвечающих за оборот кремния в растительных тканях, и заставить их работать в новом для себя окружении. В результате окремнение начиналось вместе с развитием цветка и продолжалось в течение недели. За это время некоторые цветки полностью заместились аморфным кремнеземом — опалом.