Главная / Новости науки / 12.2016

Ученые подсчитали количество перелетных насекомых над Южной Англией

Бабочка-репейница, главный участник длительного эксперимента по изучению с помощью вертикального радара дневных миграций насекомых

При помощи вертикальных энтомологических радаров ученые оценили количество насекомых, летающих на высоте 200–1150 м над Южной Англией. Оказалось, что в среднем в год над этой территорией пролетает 3,5 триллиона различных насекомых! Причем это не просто пассивно поднятые ветром энтомологические тучи — насекомые активно выбирают, с каким ветром им следует отправиться в путь.

Переехав в Новую Зеландию, европейские ежи меняют свои привычки

Erinaceus europaeus

Ежи, завезенные в Новую Зеландию из Европы, демонстрируют особенности поведения, не характерные на родине: внутривидовая агрессия снижается, и ежи зимуют в коллективных гнездах. Кроме того, новозеландские ежи почти полностью перешли на растительный корм, особенно это выражено в горных популяциях.

Найдены новые потенциальные препараты от туберкулеза

Сравнение последовательности аминокислот в человеческой и туберкулезной ЛРСазе

Коллаборация украинских и канадских химиков опубликовала две работы, в которых предлагаются принципиально новые потенциальные лекарства от туберкулеза, направленные на селективную деактивацию фермента лейцил-тРНК-синтетазы (ЛРСаза) туберкулезной палочки Mycobacterium tuberculosis.

Эмбриональное развитие брахиопод проливает свет на природу первично- и вторичноротости

Брахиопода Terebratalia transversa, представитель замковых брахиопод (класс Rhynchonelliformea)

Изучение эмбрионального развития двух видов брахиопод с разными способами закладки рта позволило норвежским и американским зоологам частично расшифровать молекулярно-генетические основы первично- и вторичноротости. Оказалось, что судьба бластопора связана с работой эволюционно консервативных генов — регуляторов развития, участвующих в разметке эмбриональных тканей вдоль передне-задней оси.

Капуцины, как и люди, лучше узнают знакомые лица

Cebus apella

Эксперименты с фотографиями показали, что капуцины-фавны лучше узнают знакомых, чем виденных ранее незнакомцев. Такой эффект знакомства, подразумевающий запоминание черт лица, ранее был известен только для людей и человекообразных обезьян.

Длиннопалые ночницы научились ловить рыбу

Длиннопалая ночница ловит рыбку: всего две популяции этих животных, в Израиле и Испании, освоили технику ловили рыбы

В мире известны две популяции длиннопалых ночниц, которые разнообразят свой рацион рыбой; остальные летучие мыши этого вида едят только насекомых. Записи звуковых сигналов и раскадровка видеонаблюдений показали, что все длиннопалые ночницы имеют предрасположенность к охоте на рыбу: она обусловлена способностью этих летучих мышей снимать насекомых с поверхности воды. Однако для настоящей «рыбалки» требуется отточить это умение.

У пауков Manogea porracea самцы при необходимости заменяют паучатам мать

Самка паука Manogea porracea

Южноамериканские пауки Manogea porracea необычны тем, что у них самец участвует в заботе о потомстве наравне с самкой. Такое нетипичное поведение является жизненной необходимостью: ведь к концу сезона размножения многие самки по неизвестным причинам исчезают, и самцы охраняют потомство в одиночку. Если бы самца не было, многие яйцевые коконы и маленькие паучки стали бы жертвой хищных пауков других видов.

Чтобы спастись от паразитов, первым живым системам достаточно было время от времени разделяться на мелкие капли

Схема размножения молекулы-репликатора ферментом Qβ-репликазой

Ключевым этапом зарождения жизни было появление химических репликаторов — комплексов молекул, способных к самокопированию и дарвиновской эволюции. Но сразу же должны были появиться и репликационные паразиты, использующие ресурсы сообщества для собственного размножения и ничего не дающиевзамен. Эксперименты на искусственных репликаторах показали, что для защиты от паразитов достаточно периодического разделения раствора, в котором они существуют, на мелкие капельки, которые потом могут снова сливаться.

Запах лягушки-свистуна делает ее незаметной для муравьев-листорезов

Lithodytes lineatus

Небольшая южноамериканская лягушка-свистун Lithodytes lineatus живет в муравейниках муравьев-листорезов из рода Atta. Отсюда самцы токуют, завлекая самок, здесь же развиваются икра и головастики. Выяснилось, что муравьи не нападают на лягушку потому, что в ее коже содержатся специфические вещества, благодаря которым посетительницу принимают за свою.

В птичьей песенке наследуются интервалы, а сами звуки выучиваются

Юный самец зебровой амадины со своим приемным отцом, японской амадиной

Японские ученые создали экспериментальные условия, в которых птенцы зебровых амадин учились пению у своих приемных отцов другого вида — японских амадин, а также выявили группы нейронов, отвечающих на отдельные звуковые характеристики. Выяснилось, что у зебровых амадин наследуются не звуковые проявления, а специфический звуковой сценарий. А звуковое наполнение размеченных промежутков птенцы перенимают от родителей.

Найденный в янтаре оперенный хвост динозавра вряд ли годился для полета

Оперенный хвост динозавра

Ученые обнаружили в бирманском янтаре, богатом на включения животных мелового периода, мумифицированный скелет хвоста динозавра, покрытый перьями. Это первая находка динозавра, у которого перья непосредственно связаны со скелетом, причем структура перьев хорошо сохранилась. Наличие скелета позволило отнести обладателя перьев к группе целурозавров.

Европейская мышь и рыжая полевка не обмениваются блохами

Европейская лесная мышь

Многие опасные для человека болезни передаются грызунами, причем обычно возбудители переносятся сразу несколькими видами грызунов, обитающими на одной территории. В недавней статье показано, что в крови европейской лесной мыши и рыжей полевки встречаются разные наборы генетических линий одних и тех же видов бактерий из рода Bartonella, то есть смешивание при передаче от мыши к полевке и наоборот происходит редко, хотя те и другие обитают бок о бок в одном лесу.

Мальки рыб в океане держатся родственными стайками

Большеротый морской окунь (Sebastes diploproa)

Генетические тесты мальков морского окуня, выловленных в сентябре у берегов Орегона, показали, что после года пассивных скитаний в толще морских вод мальки не расплываются, обнаруживая высокую степень родства в конечной точке своего непредсказуемого путешествия. Это означает, что расселительная стадия жизни рыб, вопреки общепринятому мнению, имеет неслучайный характер.

Хищные бактерии помогают иммунной системе справиться с инфекцией

Инъекция бделловибрионов в зараженную шигеллами личинку данио

Быстрое распространение устойчивых к антибиотикам штаммов патогенных бактерий заставляет медиков и биологов искать новые подходы к борьбе с инфекциями. Одним из них может стать использование хищной бактерии Bdellovibrio. Эксперименты на личинках рыбы данио-рерио показали, что инъекция бделловибрионов повышает выживаемость личинок, зараженных патогенной бактерией Shigella flexneri.

Иммунный статус макак зависит от социального

Иерахия у макак-резусов влияет на их здоровье

Долговременный эксперимент, в котором у макак специально меняли социальный статус в группе, позволил выявить широкий массив генов иммунного ответа, уровень экспрессии которых зависит от социального статуса. У особей, у которых статус понизился, картина экспрессии генов напоминает начальные стадии воспалительного процесса, то есть понижение статуса негативно повлияло на их здоровье. Зато дружеские связи в группе положительно сказываются на самочувствии макак.