Главная / Новости науки / 01.2017

Патогенная бактерия улучшает аппетит своих жертв, помогая им выживать, а себе — распространяться

Схематическое изображение основных результатов исследования

Патогенная бактерия Salmonella enterica serovar Typhimurium блокирует снижение аппетита при кишечных инфекциях у мышей. В результате зараженные мыши продолжают активно питаться, что облегчает течение болезни и снижает смертность, а также помогает бактерии заражать новых жертв.

Генетики поняли, как вернуть помидорам вкус и запах, отнятые селекционерами

Разнообразие форм и размеров помидоров <i>S. lycopersicum</i>

Современные сорта помидоров, как правило, лишены своего особенного помидорного запаха и зачастую вкуса. Это результат селекции, нацеленной на создание крупных и ярких плодов, привлекательных для глаза покупателя, в ущерб вкусу и запаху. Масштабное генетическое исследование выявило химические компоненты, влияющие на вкус и запах почти 400 сортов помидоров, и позволило составить перечень аллельных мутаций, на которые стоит направить селекционные усилия для создания вкусных и ароматных помидоров.

По годичным кольцам окаменевшего леса прочитана древнейшая летопись солнечной активности

Ствол 15-метрового каламита, найденный в Хемнице

Анализ древесины раннепермского ископаемого леса, найденного в немецком городе Хемниц, выявил впечатляющее постоянство в характере солнечной активности. Выяснилось, что 290 млн лет назад, как и сейчас, на Солнце наблюдались 11-летние циклы, связанные с динамикой его магнитного поля. Благодаря влиянию на климат Земли эти циклы отразились на толщине годичных колец деревьев той далекой эпохи.

Гены, способствующие получению хорошего образования, отсеиваются отбором

Фильм «Идиократия»

В современных человеческих популяциях уровень полученного образования обладает высокой наследуемостью, то есть сильно зависит от генов. При этом образование, как правило, отрицательно коррелирует с дарвиновской приспособленностью: образованные люди хуже размножаются. Это указывает на возможный отбор против «генов образования». Новое исследование, основанное на данных по 110 000 исландцев, родившихся между 1910 и 1975 годами, показало, что так и есть: «гены образования» действительно подвергаются отрицательному отбору.

«Чудесные круги» в пустыне Намиб можно смоделировать

Рис. 1. Так выглядят сверху загадочные круги в Намибийской пустыне: среди травы с определенной регулярностью расположены проплешины голой земли (диаметром 2–12 м), окруженные узкими «воротниками» более густой травы

Ученые предложили комплексную модель формирования так называемых «чудесных кругов» в Намибии — регулярного узора проплешин в растительном покрове пустыни. Эта модель учитывает конкуренцию растений за влагу, что является ведущим фактором в засушливом климате, а также деятельность термитов, которые уничтожают всю растительность над своими гнездами.

Чтобы ослабить атаку Т-клеток, опухоль меняет набор неоантигенов

Т-лимфоцит человека

Исследование двух случаев меланомы показало, что неоантигены раковых клеток и Т-клетки против них находятся в постоянном взаимодействии: Т-клетки заставляют опухоли избавляться от неоантигенов, а затем и сами исчезают, если исчезли соответствующие неоантигены. Это означает, что для предотвращения развития устойчивости опухолей следует применять индукцию Т-клеточного ответа против нескольких неоантигенов.

Ученые разгадали тайну хиолитов — загадочных палеозойских животных

Реконструкция хиолита, приподнявшегося на хеленах над грунтом

Обобщение обширного ископаемого материала из лагерштеттов позволило разгадать тайну древних животных хиолитов. Они оказались родичами брахиопод из группы лофофорат. Детали анатомии позволили восстановить их образ жизни, а также удалось выявить родственные связи хиолитов с другими современными и вымершими животными.

Описан новый надтип архей, к которому относятся предки эукариот

Филогенетическое дерево, отражающее родственные связи асгардархей

Целенаправленный поиск микробов, родственных открытым в 2015 году локиархеям, привел к обнаружению большой и разнообразной группы, заслуживающей ранга надтипа и получившей название «Асгард». В эту группу, помимо локиархей и описанных ранее торархей, входят два новых типа: одинархеи и хеймдалльархеи. В геномах асгардархей закодировано множество белков, ранее считавшихся характерными только для эукариот. Никто пока не видел асгардархей под микроскопом, но геномные данные указывают на более сложную организацию их клеток по сравнению с обычными прокариотами.

Многолетнее исследование черных ворон в Испании выявило преимущества коммунального гнездования

Черная ворона

Для серых и черных ворон характерно гнездование парами, однако на севере Испании обитает популяция, практикующая коммунальное гнездование. Такой тип гнездования оказывается для ворон чрезвычайно выгодным: они выращивают больше птенцов, меньше сил тратят на их выкармливание, да и живут дольше.

Эмоциональное восприятие музыки зависит от генов

Исследовано влияние полиморфизма в генах рецепторов дофамина D2 на эмоциональное восприятие музыки. Оказалось, что у носителей двух вариантов этого рецептора музыка и шум по-разному модулируют эмоциональный настрой: у одних музыка вызывает улучшение настроения, а шум не оказывает выраженного влияния, у других, наоборот, музыка слабо влияет на настроение, а шум его сильно ухудшает.

Вставка генома вольбахии может приводить к развитию новой половой хромосомы у ее хозяев

Мокрица-броненосец Armadillidium vulgare (относится к отряду равноногих раков Isopoda)

Наземные ракообразные мокрицы-броненосцы Armadillidium vulgare, зараженные бактерией вольбахией, утратили женскую W-хромосому. Однако впоследствии в результате крупной вставки из генома вольбахий в одну из хромосом мокриц возник f-элемент, отвечающий за развитие в самок даже в отсутствие бактерий, и у этих ракообразных сформировалась новая пара половых хромосом.

Межгрупповые конфликты у шимпанзе связаны с повышенным уровнем окситоцина

Шимпанзе готовятся выступить в боевой рейд для охраны границ своей территории

Германские приматологи, показали, что межгрупповые конфликты у диких шимпанзе сопряжены с повышением уровня нейропептида окситоцина в моче. При коллективной охоте на мелких обезьян окситоцин тоже повышается, но не так сильно. По-видимому, окситоцин является у шимпанзе не «гормоном любви и дружбы», а «гормоном любви, дружбы и войны».