Главная / Новости науки версия для печати

Два независимых исследования подтвердили глобальное ослабление синапсов во время сна

Написать комментарий
Вернуться

06.02.2017 15:20  |   Влад Ответить

Года два назад встроил периоды регуляризации в свои экспериментальные нейросети, и оно хорошо работало. По моему мнению, основанному только на экспериментах с искусственными нейросетями, это не неустранимый дефект, а фича такая, открывающая новые возможности для консолидации полезного опыта. На стадии обучения увеличить количество новых синапсов, а потом в процессе избирательной регуляризации вычистить их до исходного количества на много на много эффективнее, чем сразу запустить оба процесса обучения и и регуляризации имея дело с постоянным количеством синапсов.

Собственно приятно, что исследования на мышах подтвердили смутные гипотезы.

06.02.2017 20:04  |   Марков Александр Ответить

Очень интересно

07.02.2017 00:51  |   Влад Ответить

Я как-то даже хотел попробовать организовать встречу с вами на тему "почему эволюция идёт с ускорением с точки зрения математики", с этой точки зрения это близкородственные задачи, но потом подумал, что без экспирементального подтверждения к вам такие умники десятками ломятся. :)

09.02.2017 19:39  |   VICTOR Ответить

Какие-то условные параметры вроде "количество изобретений в год" явно выросло, если сравнить 2 периода:
1) 100-700 гг. нашей эры;
2) 1982-2002 гг. нашей эры.

А почему так произошло - есть несколько причин.

09.02.2017 19:56  |   Влад Ответить

Речь не об открытиях и сингулярности. То что на меметику распостраняются похожие законы логично, но очень трудно доказуемо формально, а кроме того эволюция живого от меметической революции очень сильно отличается метапараметрами в большинстве случаев.

Я имею в виду строго математическую трактовку того почему с ускорением идёт эволюция геномов живых существ. И как раз из-за того, что эту задачу можно строго формализовать и аргументы не сводятся к убедительности рассуждений эта задача становится гораздо более трудной.

09.02.2017 22:13  |   VICTOR Ответить

Из ускорения эволюции в геноме я видел только о том, что после общего предка людей и шимпанзе в несколько раз увеличились темпы "удвоения генов":
Информация конечно на устаревших оценках, сейчас общего предка отнесли на отметку 10 миллионов лет.

06.02.2017 21:42  |   ghost_in_machine Ответить

Я бы немного подправил Ваши наблюдения с учетом своего опыта работы с искусственными нейронными сетями. В случае компьютерной программы нейронная сеть дизайнируется не методом самосборки, а «творцом» (всякую жесть типа генетических алгоритмов для перебора коммутаций в нейонных сетей в расчет не берем). Так вот, многие моменты организации природных НН (включая и сон/регуляризацию) будут оптимальны *только* с учетом сложности генных сетей необходимых для кодирования их самосборки.

07.02.2017 00:39  |   Влад Ответить

Согласен полностью. Поэтому мои сети со значительной самосборкой, они сами добавляют и удаляют синапсы и нейроны и и то и другое делают неравномерно и как раз с перебором коммутаций, не случайным, конечно, а с очень сильной эвристикой. Этого оказывается достаточно чтобы эффект проявился. А сейчас я к ним планирую прикрутить разделение неронов на семейства и генетический алгоритм настраивающий метапараметры семейств, надеюсь ещё больше увеличить выигрыш.

Но не сложность организации сети первична. Первична сложность задачи с которой плохо справляются сети без всех этих наворотов. Если мою сеть натравить на ирисы или вообще любую задачу с более или мене гладким адаптивным рельефом выигрыша никакого, я прверял. Неравномерная регуляризация выстреливает если в исходных данных есть паттерны, обобщение которых значительно повышает результат - именно это она помогает осуществлять.

07.02.2017 01:52  |   ghost_in_machine Ответить

У Вас, по-ходу, серьезные задачи, коллега. Очень интересно. Я вот до вашего поста был абсолютно уверен, что современный хард еще не способен подымать такое «многомерное обучение»… А на чем считаете, если не секрет? И сколько миллионов нейрнов/синапсов/сэмплов приходиться на Вашу среднюю НН? И правильно ли я понимаю, что “1D” обучение и оценка дизайна НН у Вас все же на backpropagation/deep-belief а не на вариации рандом чего-то там?
З.Ы. У меня, всякие молекулярные связывания со сложностью по формуле выше 1-2/1К/10 и это все весьма туго идет на 128-cpus (тредов не камней) Xeon E7-8867 от Dell.
З.Ы.Ы. Не буду спорить - природные НН действительно решают самую сложную из всех возможных задач - выжить. :)

07.02.2017 08:51  |   Влад Ответить

Задачи у меня синтетические, сложные для сети, но малой размерности. Так что миллионами я не оперирую. Всё на проце, пока изучаю возможности алгоритмов, а не машинное зрение на них. Ну и алгоритм специфический - много нужно писать руками, на проце проще.

Но тем не менее, такие алгоритмы железо современное вполне потянет, нужно только знать что именно делать. Неравномерная регуляризация тяжёлая, но весит как O(n) и запускается раз в эпоху. Так что накладных расходов на неё совсем немного. Эвристика от перекоммутации запускается часто, но весит при этом только O(log(n)) так что не всё так страшно. Ну и допрасходы на то что сама сеть оказывается сложнее на два обращения в массив по индексу, чем нормальная, потому что требуется поддерживать сеть с почти произвольным коннектомом, вот тут самое большое неудобство. А оценка дизайна - вообще копейки.

Алгоритм получается заметно сложнее того что обычно гоняют на кластерах титанов, но при миллионах всё равно должно получаться приемлемо. Когда на видюху рассчёты переведу померяю точно.

07.02.2017 20:28  |   ghost_in_machine Ответить

Ну как померяете то отпишитесь - очень интересно что получиться.

06.02.2017 17:24  |   Kentavr Ответить

Чего-то я так и не смог разобраться в запутанной терминологии статьи. В частности в подписи к Рис.1 использован на мой взгляд вводящий в заблуждение перевод, который я не смог понять: "Справа — синапс после бодрствования (Awake) и после сна (Asleep)". "после бодрствования" - это значит уже когда бодрствование закончено и наступил сон, т.е. на самом деле во время сна? И соответственно "после сна" - это когда уже сон закончился, т.е. во время бодрствования? Иными словами Awake - это во время сна, а Asleep - это во время бодрствования? Вряд ли. Может, было бы правильнее написать в переводе не "после", а "во время"?

06.02.2017 17:43  |   Alter_Ego Ответить

Это Александр ночью переводил и устал ))
Имеется в виду не просто сон и бодрствование, а состояния непосредственно до сна и после него, насколько я понял.

06.02.2017 20:02  |   Марков Александр Ответить

Awake - это зарезали бодрствующую мышку, которая сколько-то часов перед смертью не спала. Asleep - зарезали спящую мышку, которая сколько-то часов перед смертью спала.

06.02.2017 18:22  |   Alter_Ego Ответить

И тут работает что-то отдаленно напоминающее принцип "80/20" Парето: 80% синапсов ночью уменьшаются на 20% :) Правда, остальные 20% синапсов не увеличиваются. Хотя как-то иначе "ослабляются", согласно второй группе исследователей, если судить по рецепторным белкам.

Предположим, что 20% музыкантов симфонического оркестра вносят 80% вклада в звучание симфонии. Т.е. если убрать 80% тех, то еще можно получить удовольствие, а вот если замолчат 20% этих, то публика разойдется. Допустим, этим 20% платят больше, и отдыхают они тоже больше (потому что они ценнее и устают больше, поскольку выкладываются сильнее). Концерт=бодрствование. Сравнения - до концерта (=после сна) и по завершении (=перед сном).

Первая группа исследователей обнаружила, что 80% музыкантов после концерта получают вознаграждение на 20% меньше, чем "ценные" 20% оркестрантов (которым заплатят одинаково - как за концерт, так и за отдых). Вторая группа показала, что эти 20% музыкантов между концертами отдыхают больше. Нет противоречия.

Как-то так примерно... Или нет? )))

07.02.2017 02:48  |   Юрий Федоров Ответить

Вот это Вы завернули! Хотя мне тема симфонического оркестра и весьма близка, это Ваше сравнение (вероятно, имеющее целью упростить понимание описанной в статье картины?) мне куда менее понятно, чем сама статья.
Даже вызвало сомнение - а понял ли я вообще что-либо в статье? Настолько мало написанное Вами коррелирует с тем, что я себе понапредставлял по прочтении её)

07.02.2017 13:54  |   VICTOR Ответить

Возник вопрос. Упомянутые вещества - глутамат, белки GRIA1 и GRIA2 - у кого присутствуют? Не до нематод ведь? Нашел, что глутамат точно есть у позвоночных.
Из других веществ - ГАМК есть у млекопитающих.

07.02.2017 14:14  |   Марков Александр Ответить

Глутамат служит нейромедиатором у всех животных, имеющих нервную систему. Соответственно, у всех животных есть и глутаматные рецепторы.