Элементы Элементы большой науки

Поставить закладку

Напишите нам

Карта сайта

Содержание
Энциклопедия
Новости науки
LHC
Картинка дня
Библиотека
Видеотека
Книжный клуб
Задачи
Масштабы: времена
Детские вопросы
Плакаты
Научный календарь
Наука и право
ЖОБ
Наука в Рунете

Поиск

Подпишитесь на «Элементы»



ВКонтакте
в Твиттере
в Фейсбуке
на Youtube
в Instagram



Библиотека

 
Д. Элленберг
«Как не ошибаться». Глава из книги


Д. Дойч
«Структура Реальности: Наука параллельных вселенных». Глава из книги


В. Власов
В окаменевших лесах Аризоны


Н. Карпушина
Сокровище геометрии


Н. Семаков, А. Ковалев, А. Павлов, О. Федотова
Куда бежит магнитный полюс?


П. Образцов
«Удивительные истории о существах самых разных». Глава из книги


Б. Дружинин
Путешествие №1 по зоопарку элементов


К. Постнов
Быстрые радиовсплески: ключ к разгадке тайны


Н. Резник
Дорога на работу — путь к артриту


В. Гаврилов
Как зимующие птицы используют людей







Главная / Новости науки версия для печати

Самосборкой получены структуры из 144 молекулярных компонентов

Написать комментарий
Вернуться

  08.02.2017 16:20  |   niki Ответить   
 

Здорово!


  08.02.2017 18:54  |   grihanm Ответить   
   

:)


  08.02.2017 17:17  |   Aab Ответить   
 

Да, внушает. А палладий там 0 или +2?


  08.02.2017 18:49  |   grihanm Ответить   
   

+2. Вы правы, стоило это упомянуть в тексте. Там ещё 96 каунтерионов BF4−, которых на картинках не показывают для удобства. То есть самый большой многогранник ещё ко всему и 96 раз положительно заряжен.


  08.02.2017 18:53  |   grihanm Ответить   
     

Кстати касательно нашей давнишней переписки - я ничего не предпринимал. Ушёл в своё. Но может ещё Денису напишу - он как раз сейчас вступает в профессорскую должность.


  10.02.2017 18:36  |   Aab Ответить   
       

Ну, оно долго и так лежало: вряд ли сильно заржавело за столь непродолжительный срок :)

Спасибо за проявленный интерес к затее!

С уважением,
А.Б.


  10.02.2017 18:33  |   Aab Ответить   
     

Тяжело, поди, быть таким положительным, даже если тебя окружает сплошной не нуклеофильный негатив. Впрочем, заряд плюс с атомов металла, наверное, испытывает некоторое смещение на лиганды.

Люди получили кристаллы... Растворитель подобрали. Условия. Чую, тут они как следует намаялись: эта песня должна вываливаться из всего в виде меленького гаденького аморфа, а нужен был рентген для анализа, а для него в данном случае необходимы кристаллы, хоть убейся.

 
  12.02.2017 03:25  |   grihanm Ответить   
       

Причем обычный рентген не работает. Нужен как у белков.

 
  12.02.2017 15:05  |   Aab Ответить   
         

Не знал про это.


  08.02.2017 18:42  |   pontiyleontiy Ответить   
 

Спасибо за материал!
"В качестве доноров используются азотные и другие щелочи" - не понял насчет "азотных"...


  08.02.2017 18:52  |   grihanm Ответить   
   

Правильнее, возможно, стоило написать "пиридиновые основания" вместо "азотные щёлочи" - там активный атом азот. На рис. 1 и 4 есть примеры таких молекул.


  12.02.2017 13:35  |   Юрий Федоров Ответить   
 

Поразительно.
Само собирается и сортируется - это просто восторг! Даже непонятно покамест, что это такое может обозначать в будущем. Самосборка менее симметричных конструкций? А далее и Самосборка Любых Конструкций!?
И ещё жаль, что движение в сторону увеличения единичных таких "сфер" теряет смысл при выходе за некоторые пределы - ведь громадная такая штуковина, в которую мог бы поместиться, к примеру, я - никак не даст мне новые возможности. Одежку из неё не соорудишь(женские чулки?)), ни защиты , ни красоты мне не прибавится.))
А что если окутать планету? Вражеские инопланетяне смогут тогда определителить её хим состав издалека?)


  12.02.2017 15:14  |   Aab Ответить   
   

== А далее и Самосборка Любых Конструкций!? ==

Кёльнский собор? :)

http://www.londonru.com/%D0%BA%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80/


  13.02.2017 07:02  |   Kyu Ответить   
     

Это очень простая цепочка. Самосборка делает нужные бактерии, а те за миллиард лет эволюционируют до сапиенсов, которые строят собор.


  13.02.2017 11:42  |   Юрий Федоров Ответить   
       

Насколько я понимаю, природа шла другой тропинкой - у неё не было на ранней стадии таких странных штуковин типа квадратиков и треугольников, к Гомо Сапиенсу он пошла от менее угловатых конструкций)
значит, либо я плохо знаю и вначале они (треугольники и квадраты молекулярные) были и их нужно только поискать, либо путь от квадратиков ведёт к иному "венцу творения" - к Гомо Шмапиенсу какому-нить, например))

Однако в любом случае на каком-то этапе усложнения самособирающихся фиговинок потребуется некий носитель инструкции - плана сборки. Нечто вроде рнк-днк. Получится при таком начале она ступенчатая, не спираль а что-то вроде шестеренки, наверное) Или есть альтернатива и можно будет обойтись без инструкции?


  13.02.2017 13:50  |   Aab Ответить   
         

Нужно обойтись без инструкции!

(Сомневаюсь, что лиганды да металлы собирались в столь правильные формы (многогранники) на заре туманной юности, тут точно без Великих Химиков - никуда.)

Пишут, впрочем, что для сборок более сложных предбиологических объектов металлы вполне могли играть свою роль. Но ни разу не читал, чтоб в этом подозревали палладий. Или платину. Или иридий. Или рутений. Или осмий. Или рений... Или злато-серебро.. Вольфрам... Всё больше про железо, магний, марганец, медь, кобальт, никель, молибден пишут. Кто знает? Я не знаю.

 
  14.02.2017 11:16  |   Юрий Федоров Ответить   
           

Наверное, жизнь из этих чудесных металлов (которые выше всяких подозрений) лишь на иных планетах может зародиться - у нас их тут просто-напросто маловато, чтоб населить все и вся организмами платино-иридиевыми.
Представляете - натыкаются наши космонавты в один прекрасный день на планету, населенную золотыми аборигенами!) дык, придётся утаивать такой контакт от злобных наших жадных и аморальных капиталистов, иначе налетят как листва и пленят редчайший вид жизни - перельют ихних Аурум Сапиенсов на глупые золотые слитки, Позабыв гуманизм, то есть, как назвать гуманизм по отношению к негуманоидам?) аурумизм...

Одна проблема: трудно будет, наверное, золотым девочкам и золотым мальчикам целоваться-миловаться: будучи шибко положительно заряженными, им придётся постараться, чтоб преодолевать отталкивание одноименных зарядов))

 
  14.02.2017 23:44  |   Aab Ответить   
             

Живые организмы умеют обращаться с золотом, например. Они переводят токсичное золото (III) в нулевалентное золото. Но не знаю, входит ли золото в активные центры каких-нибудь ферментов. Вроде, нет.

Если живым организмам потребовалось, они бы активно накапливали те или иные металлы даже из сред с весьма низкой концентрацией. Ан-нет.

Казалось бы, тот же палладий: в органической химии он катализирует целый ворох реакций, на основании которых живые организмы могли бы иметь несомненный профит... Но - и его жизнь обошла стороной.

Впрочем, если взять такой неприятный для жизни элемент как ртуть, то с ним некоторые живые организмы научились "работать" - они его превращают в диметилртуть - вот уж им "спасибо" за это :(

Думаю, у золотых мальчиков и девочек было бы достаточно разных противоионов, которые сглаживали отталкивание и позволяли им целоваться.

 
  15.02.2017 10:22  |   Юрий Федоров Ответить   
               

Вот это да! Я просто как в храме себя ощутил. Барокко! )
Я вообще- то музыкант, вся моя химия - школьная + научпоп.
И что золото может быть трехвалентным - во сне бы не привиделось. Как это? А оно ещё при этом и токсично!! Чудеса! Как велика Матушка Природа!
Благодарю Вас, Ааб!
А вот про накопление чего-либо из малоконцентрированных сред, это, все же, не может быть сильным аргументом в пользу распространенности и частой примененности в живом. Все равно ведь мало получится в-ва, оттого нелогично использовать его в качестве всюду применяемого - просто эволюцию в общепринятом виде, то есть кучу похожих друг на друга хим реакций с отбором лучших - проводить пришлось бы в меньших масштабах, оттого слишком долго. А ведь тут нужно спешить - время стабильных условий на планете-лабораторном столе не так уж и велико...

 
  13.02.2017 13:43  |   Aab Ответить   
       

Хотелось бы, "чтобы через полчаса уже и видно было":

http://www.sikirina.tsi.ru/anekdot/anekdoti-pro-ginekologov-003.phtml

 
  13.02.2017 11:35  |   Юрий Федоров Ответить   
     

Точно! Что если некий экспериментатор проводит эксперимент по самосборке кельнского собора?
Он "тщательно рассчитал топологию и геометрию" конструкции, которая должна самособраться, а затем приступил к "поиску условий для его получения". И - нашёл таки их, эти условия!
Человечки среди животных, растений и грибов на планете Земля - вот тот набор "температур и растворителей", в котором самособралась искомая "структура" --Кёльнский собор.
Эксперимент удался, экспериментатор уже хлопнул шампанским!)))

 
  13.02.2017 14:01  |   Aab Ответить   
       

Если верить старым немецким легендам, то некий экспериментатор, который помогал строить Кёльнский собор, давным-давно упал с очень большой высоты. Я бы даже написал, что он при этом себе чуть не сломал рога, но это было бы против того образа, как обычно этого экспериментатора рисуют, т.е., он их скорее приобрёл, падая. И ещё копытами обзавёлся. И хвостом. (А крылья у него не отобрали при этом... Странно сие и подозрительно... Ну, да Кришна с ним.)

А шампанское ему пить рано по-любому, ему вообще плохую карму насчитали за его неархитектурные эксперименты.

Хочется верить, что эволюция (уже нашими усилиями (я про Хомо Сапиенс Сапиенс)) не повторит его путь, и что он так и останется не более чем компаньоном легендарного д-ра Фауста.

Конечно, узнать, как там всё начиналось 3 с лишним миллиарда лет назад - чертовски интересно.

А такие вот многогранники - они свой интерес представляют. Конечно, их самосборка не совсем уж никакого отношения с процессу биогенеза не имеет, имеет, это я понимаю. Многогранники эти, как пишет автор, и прикладной интерес представляют - тоже очень хорошо.

 
  14.02.2017 11:43  |   Юрий Федоров Ответить   
         

А мне оч интересно, получались ли у экспериментаторов цепочки из молекулярных квадратиков?) хотя бы коротенькие - пара-тройка звеньев... Хотя, возможно, они уже в таком виде, будучи маленькими, не сферами-многогранниками, имеют положительный заряд и оттого разбегаются...
А и вообще, как выглядит и ведёт себя в жизни кристалл из положительно заряженных молекул?

 
  14.02.2017 23:54  |   Aab Ответить   
           

Думаю, не получились: реакция идёт с хорошим выходом, сл., просто не остаётся строительного материала на промежуточные неиспользованные квадратики и треугольнички. Полученные многогранники наиболее энергетически выгодны, а их сборка-разборка в растворе процесс обратимый, но чем далее продвинулось построение многогранника, тем менее этот процесс обратим. Обратимость помогает разбирать менее удачные формы и собирает более удачные - в конечном итоге, а реакция идёт в сторону наиболее энергетически выгодных соединений. То есть, у нас есть одновременно и разница в уровнях и русло, по которому потечёт вода (прибегну к такой аналогии) - вода не может не потечь в таком случае.

Кристалл, в котором есть конструкционные элементы только одного знака, даже если будет получен, то он будет разорван силами электростатического отталкивания. Я так думаю.

   
  15.02.2017 10:01  |   Юрий Федоров Ответить   
             

Вот! И я так думал, но тутошний многогранник выделили кристаллом из раствора, где он, как Афродита, родился. Вот я и напряг воображение, создал кристалл из положительно заряженных сферочек. Теперь, мне придётся иначе представлять этот кристалл, прежний кристалл разорвался от Ваших слов. Новый кристалл состоит не только из этих многогранников, но есть и ещё что-то в нем, что содержит избыточные электроны, но не загораживает результат эксперимента. То есть все стало намного сложнее)
А про цепочки - жаль. Но я не забываю строку из обсуждаемой статьи: "не обращая внимания на заявления скептиков... ученые замахнулись"
Замахивайтесь, господа ученые, и впредь! Ура вам!)

     
  15.02.2017 18:18  |   Aab Ответить   
               

08.02.2017 17:17 | Aab Изменить Ответить
Да, внушает. А палладий там 0 или +2?

08.02.2017 18:49 | grihanm Ответить
+2. Вы правы, стоило это упомянуть в тексте. Там ещё 96 каунтерионов BF4−, которых на картинках не показывают для удобства. То есть самый большой многогранник ещё ко всему и 96 раз положительно заряжен.

---

Вообще же в природе (вернее, в колбе под аргоном) существуют такие забавные зверушки, как электриды и алкалиды:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B4%D1%8B

И даже банальная поваренная соль может развлечь на досуге :)

       
  16.02.2017 01:54  |   Юрий Федоров Ответить   
                 

А-а-а-а, какой кайф!) соль! Поваренная, да без хлора - один чистый натрий!! Кррасота!)
Они ещё к тому же и синие - электроны-то, оказывается!))
Ну раз так просто можно вместо галогена голый электрончик запустить в кристалл - зачем же эти каутерионы-то ( что за звери ещё?)? Электронов рой впустить в полученную сферочку, да и пусть там как пчелы в улье...
Ещё и электропроводность прибавится, да ещё какая прикольная)
Тут и этих противных краун-эфиров не потребоваолось бы- сфера и сама удержится...так?
А ежели они внутрь не захотят, а снаружи носиться вздумают - так и вовсе чудесная штука получится: нечто вроде нового атома-хим элемента со здооорооовенным ядром) легко ли поотстригать каутерионы и заменить их облаками электронными, интересно) этакий нерадиоактивный Кюрий с неимоверно распухшим ядром.
Вот черт, какая химия штука-то интересная!))

         
  16.02.2017 17:03  |   Aab Ответить   
                   

С Вашего позволения, я соберу две ветки нашей переписки в одну?

== А вот про накопление чего-либо из малоконцентрированных сред, это, все же, не может быть сильным аргументом в пользу распространенности и частой примененности в живом. Все равно ведь мало получится в-ва, оттого нелогично использовать его в качестве всюду применяемого - просто эволюцию в общепринятом виде, то есть кучу похожих друг на друга хим реакций с отбором лучших - проводить пришлось бы в меньших масштабах, оттого слишком долго. А ведь тут нужно спешить - время стабильных условий на планете-лабораторном столе не так уж и велико... ==

"Грибы обладают избирательной способностью к накоплению элементов, в частности опасных для здоровья людей. Особую опасность представляет тенденция съедобных грибов к накоплению тяжелых металлов. Эта способность выражена у них гораздо резче, чем у высших растений и других организмов. Так, содержание меди у грибов может быть больше в 13 раз, свинца - в 2 раза, кадмия - в 7, никеля - в 2, хрома - в 2,5 раза.
Все дело в том, что грибы - нефотосинтезирующие растения, обладающие иным механизмом питания; они имеют специфическое сродство к некоторым элементам. Самая высокая степень накопления грибами (индекс аккумуляции) характерна для ртути, кадмия, меди, цинка и селена. Биологическим накоплением кадмия отличаются подберезовик и зонтик, а меди - груздь и дождевик. Особой способностью к накоплению кобальта и цинка выделяются опята," - (ц):
http://e-lib.gasu.ru/konf/sssk/arhive/2006/01/R_3_29.html

Тут - про растения и металлы:
http://www.lithosphere.igg.uran.ru/pdf/16819004_2008_3/16819004_2008_3_102-111.pdf

Бонус. Юная отравительница:
http://liceum1535.ru/about/conference/papers/1_Leonova.pdf
:)

Как видите, грибы и растения могут концентрировать в себе металлы. Возможно, что (порой?) это вынужденная мера с их стороны.

Ро-210 в табаке:"Полоний-210 в небольших количествах находится в природе и накапливается табаком,"- (ц):
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B9

------------------
== Поваренная, да без хлора - один чистый натрий!! ==

Нет, там просто дефицит анионов хлора. Часть отрицательного заряда несут просто электроны. Конечно же, оных электронов в таком хлориде натрия очень мало, так, только для цвету и красоты...

== каутерионы-то ==

Г. Молев, автор статьи, к которой мы пишем комментарии сейчас, имеет в виду:

https://en.wikipedia.org/wiki/Counterion

Т.е., ни какой экзотики: катион натрия - противоион для аниона хлора, анион хлора - противоион для катиона натрия, например.

Металлический натрий - не соль, он не построен по принципу Na+Na-. Такая конструкция была бы энергетически не выгодна и мгновенно сваливалась бы в классический металл с его обобществлёнными валентными электронами:"Согласно теории металлического состояния, металл представляет собой вещество, состоящее из положительных ядер, вокруг которых по орбиталям вращаются электроны. На последнем уровне число электронов невелико и они слабо связаны с ядром. Эти электроны имеют возможность перемещаться по всему объему металла, т.е. принадлежать целой совокупности атомов," - (ц): не даю ссылку, это школьный курс.

Краун-эфиры как раз не дают слипнуться в металлическое состояние натрию, без них никак. А чем они Вам не нравятся? По-моему, милашки:

http://biomolecula.ru/content/1563

Есть такие среди них, которые перетаскивают сульфат бария (!) в толуол (!!); а у него ПР и в воде-то вообще никакое, про толуол и думать бы не стоило, казалось бы.

ПР: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8

== Электронов рой впустить в полученную сферочку, да и пусть там как пчелы в улье... ==

Электроны вытолкнутся НА поверхность сферы:
http://schools.keldysh.ru/school1413/pro_2005/nov/pole_6.html

== вовсе чудесная штука получится: нечто вроде нового атома-хим элемента со здооорооовенным ядром ==

"Кластер Ag8(2+) оказывается достаточно устойчивым, его время жизни измеряется десятками минут," - (ц):
http://www.chem.msu.su/rus/jvho/2001-3/20.pdf
Жизнь этому кластеру можно СИЛЬНО продлить, окружив его лигандами, т.е., всё теми же краун-эфирами (ну, краун-эфир надо подбирать, конечно, под размер кластера и геометрию его орбиталей).

           
  16.02.2017 23:35  |   Teodor Ответить   
                     

"Электроны вытолкнутся НА поверхность сферы"
Немножко механистично или, в данном случае, электростатично. Наиболее ярко это видно на примере краун-эфиров. Они создают отталкивание снаружи, загоняя электроны внутрь "сферочки", хотя весь комплекс электрически нейтрален.
Тут дело в многих слоях. Как у Шрека :)

             
  17.02.2017 19:20  |   Aab Ответить   
                       

Вы имеете в виду комплексы, где металл имеет заряд 0? Или просто краун-эфир без гостя? Не понял.

(Мой визави, насколько я понимаю, хотел заряженную наносферу из атомов металла. Таковых я не знаю, но есть просто кластеры типа серебряного. Они могут быть заключены внутрь какого-нибудь криптанда.)

И, да, у меня электростатичность в ответе была...

             
  16.02.2017 23:27  |   Teodor Ответить   
                 

"Там ещё 96 каунтерионов BF4−"
Вот видите - неудачный побуквенный перевод - и далее мисандесуд. Лучше "контрионы". И [научно-]популярнее.


  16.02.2017 23:08  |   Teodor Ответить   
 

Меня все время интересовала следующая проблема. Вот этот многогранник или фуллерены с большим числом атомов углерода стабильны. Но ведь они не создаются мгновенно. Существуют промежуточные состояния, причем несколько. Они тоже стабильны или хотя бы метастабильны?
Что-то сомнительно ввиду отсутствия у них симметрии. Или они стабилизируются посторонними молекулами? Но для фуллеренов присутствие посторонних веществ скорее всего губительно ввиду так сказать загрязнения.


  17.02.2017 01:51  |   grihanm Ответить   
   

Фулерены в промежуточных состояниях нестабилизируемы - у них просто не хватает ковалентных связей. Промежуточные состояния, наверное, можно словить, но потом из них фулерена уже не получится.

В данных структурах промежуточные состояния вполне (мета)стабильны - и их можно получать в смеси и снимать спектроскопию путём простого нарушения соотношения реагентов. Я даже, когда работал у Станга, пытался стабилизировать и выделять открытые системы - но на первых порах они у меня постепенно полимеризовались и выпадали в осадок, а потом надо было уезжать и я это дело забросил.


Научная картинка дня


Новости науки по темам: антропология, археология, астрономическая научная картинка дня, астрономия, биология, биотехнологии, генетика, геология, затмения, информационные технологии, космос, лингвистика, математика, медицина, нанотехнологии, наука в России, наука и общество, Нобелевские премии, палеонтология, Первое апреля, психология, технологии, физика, химия, эволюция, экология, энергетика, этология

Новости науки по авторам: Валентин Анаников, Дарья Баранова, Вера Башмакова, Александр Бердичевский, Максим Борисов, Варвара Веденина, Александр Венедюхин, Михаил Волович, Михаил Гарбузов, Алексей Гиляров, Дмитрий Гиляров, Сергей Глаголев, Евгений Гордеев, Николай Горностаев, Владимир Гриньков, Дмитрий Дагаев, Юрий Ерин, Анастасия Еськова, Дмитрий Жарков, Андрей Журавлёв, Дмитрий Замолодчиков, Игорь Иванов, Вячеслав Калинин, Павел Квартальнов, Мария Кирсанова, Дмитрий Кирюхин, Александр Козловский, Юлия Кондратенко, Артем Коржиманов, Ольга Кочина, Аркадий Курамшин, Виталий Кушниров, Иван Лаврёнов, Алексей Левин, Андрей Логинов, Сергей Лысенков, Лейла Мамирова, Александр Марков, Мария Медникова, Вадим Мокиевский, Григорий Молев, Тарас Молотилин, Антон Морковин, Марат Мусин, Максим Нагорных, Елена Наймарк, Алексей Опаев, Петр Петров, Александр Пиперски, Константин Попадьин, Сергей Попов, Роман Ракитов, Татьяна Романовская, Александр Самардак, Александр Сергеев, Андрей Сидоренко, Виктория Скобеева, Даниил Смирнов, Павел Смирнов, Дарья Спасская, Любовь Стрельникова, Дмитрий Сутормин, Алексей Тимошенко, Александр Токарев, Александр Храмов, Мария Шнырёва, Сергей Ястребов, Светлана Ястребова

Новости науки по месяцам: 2017 III, II, I  2016 XII, XI, X, IX, VIII, VII, VI, V, IV, III, II, I  2015 XII, XI, X, IX, VIII, VII, VI, V, IV, III, II, I  2014 XII, XI, X, IX, VIII, VII, VI, V, IV, III, II, I  2013 XII, XI, X, IX, VIII, VII, VI, V, IV, III, II, I  2012 XII, XI, X, IX, VIII, VII, VI, V, IV, III, II, I  2011 XII, XI, X, IX, VIII, VII, VI, V, IV, III, II, I  2010 XII, XI, X, IX, VIII, VII, VI, V, IV, III, II, I  2009 XII, XI, X, IX, VIII, VII, VI, V, IV, III, II, I  2008 XII, XI, X, IX, VIII, VII, VI, V, IV, III, II, I  2007 XII, XI, X, IX, VIII, VII, VI, V, IV, III, II, I  2006 XII, XI, X, IX, VIII, VII, VI, V, IV, III, II, I  2005 XII, XI, X, IX, VIII, VII, VI, V, IV, III, II, I 

Новости науки почтой (рассылка на Subscribe.ru):

 


Где еще почитать научные новости: «Биомолекула», «Вокруг света», Газета.ру. Наука, «Индикатор», «Наука и жизнь», Наука и технологии РФ, «Научная Россия», «Популярная механика», РИА Наука, «Чердак», N+1, Naked Science

 


при поддержке фонда Дмитрия Зимина - Династия