Главная / Новости науки версия для печати

Детектор ATLAS увидел рассеяние света на свете

Написать комментарий
Вернуться

16.02.2017 09:01  |   n0isy Ответить

Эти "почти фотоны" отличаются от настоящих?

16.02.2017 10:29  |   Fireman Ответить

возможно это "почти невиртуальные"

16.02.2017 12:49  |   Игорь Иванов Ответить

Формально отличаются: они виртуальные. Но их виртуальность маленькая, много меньше типичной энергии, так что во всех жестких процессах столкновений они ведут себя практически так же, как обычные.

16.02.2017 10:33  |   Fireman Ответить

Игорь, а правильно ли я понимаю, что "чистота" довольно редкая, ведь не должно произойти ни одного столкновения в пучках при всем огромном количестве частиц в пучках?

16.02.2017 11:08  |   PavelS Ответить

Э... я не Игорь, но тут же речь про столкновения свинца. Ядра свинца излучают фотоны, которые в свою очередь взаимодействуют через петли. Там такая жуть происходит в плане нагромождения, что для меня просто удивительно почему эффект нашли не в протон-протонных столкновениях, а в свинцовых.

Чтобы процесс был почище, надо строить фотонный коллайдер, т.е. коллайдер на встречных электронах, где энергия электронов переводится в гамма-лучи, а сами отработанные электроны отводятся в сторону.

Тогда тут вопрос. Про мечты строительства современного фотонного коллайдера (как модуля планируемого электрон-позитронного) - слышали, а вот как насчет работающих прототипов? Есть ли хоть один?

16.02.2017 11:36  |   Angl Ответить

Написано же (и рисунок приведен) что ядра не сталкиваются в отобранных событиях, сталкиваются только материализованные электромагнитные поля вокруг этих ядер.

16.02.2017 12:04  |   VICTOR Ответить

Было в планах по Хигсовой фабрике:
1. Коллайдер "mu+" + "mu-" либо электрон-позитронный на энергию суммарную как m(H + Z).
2. Фотонный коллайдер на энергию γ + γ = H. Вот здесь кажется необходим именно электронный источник и в противоположном ему направлении (или как-то под углом?) - источник фотонов. Только не знаю, как начальное значение можно брать что-то вроде эксимерных лазеров или нужно синхротронный источник/"лазер на свободных электронах" - http://htech-world.ru/elektronika/lazer-na-svobodnyx-elektronax-tri-goda-do-starta.html, картинка №6.

P.S. Я тут подумал, а как мы можем обеспечить столкновение 2 фотонов с противоположными спинами? По другому ведь не родится бозон Хиггса? Это просто взять "левую" и "правую" поляризации в источниках фотонов?

16.02.2017 12:46  |   Angl Ответить

Эти планы составлялись не просто с целью увеличить количество событий рождения Хиггса, а с множеством целей, причем эти цели постоянно меняются в зависимости от текущих находок:
- увеличить вероятность обнаружения Новой физики, если есть подозрения, что она проявится именно в таком сценарии рождения Хиггса
- точнее рассчитать определенные свойства Хиггса, по поводу которых есть подозрения в отклонении
- увеличить вероятность рождения чего-то другого, кроме Хиггса
- и т.п.

Наверняка можно построить фотонный коллайдер разными способами, возможно и таким как вы предлагаете. Только вот нужно ли его строить и в каком виде? Этот вопрос может дать только группа теоретиков, причем каждый (условно) год ответ разный.

16.02.2017 14:29  |   Игорь Иванов Ответить

Столкновение поляризованных фотонов вполне можно организовать, там утверждается что 80-90% поляризацию можно получить. Причем поляризацией можно даже играться: можно делать не только циркулярную, но и линейную под разными углами. Для подходящей поляризации (одинаковой, не противоположной) сечение рождения Хиггса возрастет в два раза. Ну, это не такой уж драматический эффект.

16.02.2017 15:01  |   VICTOR Ответить

Я конечно перепутал и нам нужно 2 противоположных спина у фотонов. А так как фотоны могут столкнуться только в противоположных направлениях, значит нужно по 2 "левых" либо "правых".
А при равных направлениях спина у нас например рождается вместе с позитронием (парой мюон-антимюон и т.д. - если энергия чуть больше) в орто-состоянии (значит 2 пары нужно) бозон со спином 0?

16.02.2017 12:46  |   Fireman Ответить

так вот как я понял эти ядра свинца и не столкнулись, пройдя рядом друг с другом, а учитывая что ядер много, то наверное такое событие - ни одного столкнувшегося ядра в детекторе и является огромной редкостью

16.02.2017 14:24  |   Игорь Иванов Ответить

... что для меня просто удивительно почему эффект нашли не в протон-протонных столкновениях, а в свинцовых.

Без шансов. Во-первых, для протонов эффект намного слабее, пропорционально заряду ядра в четвертой степени (если когерентное излучение от всего ядра). Во-вторых, у протонов столько столкновений, что сложно выделить фотоны из этого столкновения (направления прилета фотонов восстанавливаются намного хуже, чем заряженных частиц, т.к. трека нет, только ливень в калориметре).

Насчет прототипов. В каком-то смысле да, есть. Это давно действующие установки по обратному комптон-рассеянию. Светят лазером на многогэвный пучок электронов, он отражает обратно несколько-гэвные фотоны. Затем эти фотоны сталкиваются с протонами и рождаются всякие адроны. См например установку LEPS на синхротроне SPring8 в Японии http://www.rcnp.osaka-u.ac.jp/Divisions/np1-b/index.php

Фотонные коллайдеры — это по сути два таких луча. Но только в них будут куда большие мощности и энергии. Достижение высокой плотности энергии в лазерном луче — самая главная техническая сложность для фотонных коллайдеров. А так да, активно планируется как опция в ILC.

16.02.2017 22:03  |   PavelS Ответить

А, теперь понял, да. Видимо я считал ядра чем-то очень хрупким а-ля молекула He2, и считал само собой разумеющимся что любое взаимодействие их как минимум распылит в хлам.

16.02.2017 23:38  |   VICTOR Ответить

Фактически уже протон с энергией несколько ГэВ имеет энергию больше, чем полная энергия связи в висмуте. Но возможно, что все взаимодействие произойдет с нуклонами на внешней оболочке, которые просто улетят из ядра с кинетической энергией по несколько сотен МэВ.

16.02.2017 23:51  |   PavelS Ответить

Хотел ответить, что зачем так сложно, что может провзаимодействовать ядро в целом ничего не теряя, и уткнулся в вопрос - что именно излучило те самые фотоны, что столкнулись? Если ядро в целом - то как будет выглядеть диаграмма Фейнмана? Вроде что-то именно такое в статье как раз и нарисовано. А такая диаграмма вообще корректна? И что, там не будет какого-то одного партона в ядре, который этот фотон излучил? А если ядро описать как большую кучу партонов, то можно ли как-то перерисовать диаграмму, чтобы она оставалась корректной? Пока что я это не понимаю.

17.02.2017 03:36  |   Игорь Иванов Ответить

Это правильные вопросы. Если ядро остается цельным, и более того, невозбужденным, то неважно, какой именно протон (и тем более, какой именно кварк) испустил этот фотон: все эти испускания от разных зарядов складываются когерентно. В самом начале, самый первый акт излучения фотона с разных протонов внутри ядра может выглядеть по-разному, но затем внутри ядра происходит обмен импульсом, перерассеяние. Все эти процессы перерассеяния не требуется рассчитывать: мы просто проецируем состояние «протон внутри ядра только-что испустил фотон» на конечное состояние «ядро целиком отлетело вбок с таким-то импульсом отдачи». Вероятность этой проекции записывается через формфактор ядра, а сам формфактор можно рассчитать теоретически и сравнить с другими экспериментальными данными.

17.02.2017 03:41  |   Игорь Иванов Ответить

В принципе, ядро хрупкое: в него достаточно всадить сотню МэВ, чтобы оно сильно возбудилось или развалилось на части. Но только это надо вставить внутри ядра, в виде относительного движения нуклонов. А фотон пусть даже Гэвных энергий излучается ядром целиком. Ну и поперечный импульс у этого фотона мал, он почти коллинеарен ядру.

Ну и раз вы эту тему подняли, вот вам на закуску. При асимптически больших энергиях ядерных столкновений (многие ТэВы и выше) примерно половина ядерных столкновений будет... абсолютно упругими! Это совершенно невообразимая вещь, если представлять себе ядро «классически», как набор слабо скрепленных шариков. А возникает это упругое рассеяние за счет квантовой механики — это и есть адронная дифракция, про которую я уже раньше писал.

17.02.2017 13:59  |   PavelS Ответить

Да, что ядро не разваливается - это пожалуй поинтересней самого содержимого статьи. :) Тогда не удержусь, полюбопытствую - молекулы посталкивать - тут в плане науки и тонких эффектов ловить нечего? К примеру, однократно ионизированный H2.

19.02.2017 20:40  |   VICTOR Ответить

Я боюсь, что никакой возможности разогнать молекулу (в смысле ион) даже H2 не выйдет. Возможно, что даже HF разогнать лучше выйдет, а LiF - ещё лучше. Но все равно, что бы там не приложить для разгона, молекула на энергии в несколько ГэВ уже разорвется.

16.02.2017 12:58  |   Игорь Иванов Ответить

Как уже правильно сказали, это измерение проводили в столкновении пучков свинца, а там светимость на несколько порядков ниже, чем в протонных. Поэтому далеко не каждое пересечение сгустков порождает хоть какое-то одно событие. В отличие от протон-протонных столкновений, где их несколько десятков на каждое пересечение сгустков.

16.02.2017 15:11  |   VICTOR Ответить

Возник недавно у меня такой вопрос. Есть какая-то вероятность того, что у нас при столкновении родились 2 частицы с большим поперечным импульсом. При этом где-то "рядом" (в том числе в поперечном направлении) - ещё 2 частицы. И вот какая-то там миллионная процента вероятности того, что от столкновения 2 ядер/протонов и ещё 2 родились например по пи-мезону, которые полетели друг в друга и родили более тяжелые частицы (пару например K+ и Ds-) - может быть такое? Конечно требуется, что бы суммарная энергия 2 мезонов вышла свыше 2.5 ГэВ.

17.02.2017 03:42  |   Игорь Иванов Ответить

Не, слишком маленькая вероятность, нереально дождаться.

20.02.2017 23:35  |   Hom Ответить

xx

16.02.2017 22:08  |   PavelS Ответить

Да-да, был не прав. Под гипнозом изображений, где нарисована мешанина частиц в треках от Alice, мне казалось что в столкновени ядер всегда такой "дурдом".

17.02.2017 13:02  |   curtcobein

Сообщение скрыто

17.02.2017 14:34  |   VICTOR Ответить

Давайте я Вам предложу гипотезу. Есть прилетающие из космоса фотоны высоких энергий (13 ТэВ и выше). Их вероятность рассеяться на встречном фотоне ничуть не ниже, чем у фотонов, возникающих внутри LHC. Придумайте гипотезу о том, как выявить при наблюдении за небом такие события и отличить их "следы" от обычного столкновения с протоном, ядром азота/кислорода/углерода или более редкого и тяжелого аргона.

18.02.2017 13:05  |   PavelS Ответить

У космических фотонов весьма низкая вероятность столкнуться с другим встречным фотоном высокой энергии, т.к. космические лучи никто никогда не фокусировал и фокусировать-то их скорее невозможно, чем сложно, да и мне казалось что самые интересные эффекты будут лишь при лобовых столкновениях при углах очень близких к 180 градусам. Если и обсуждают события взаимодействия космических лучей с чем-то фоновым, то обсуждают торможение о реликтовый фон (!!!). Всё остальное - слишком редко.

Ну а столкновения космических фотонов и тепловых фотонов земного происхождения уже не столь интересны, т.к. в системе центра масс двух этих фотонов событие чаще всего будет весьма рядовым по коллайдерным меркам. Т.е. столкновение фотона с энергией 13ТэВ и лёгкой частицы - это не то же самое что встречное столкновение на энергии в 6ТэВ. Тут значение имеет не сумма, а произведение энергий, в коллайдерных экспериментах чаще всего указывают корень из этого произведения.

18.02.2017 14:47  |   VICTOR Ответить

>Тут значение имеет не сумма, а произведение энергий...
Ну так все же можно посчитать в системе центра масс. То есть например у нас родится пара Z+H, которая сохранит в этой системе отсчета нулевой суммарный импульс.

>весьма рядовым по коллайдерным меркам
Все же мне кажется, что правильная моя интерпретация, а фотоны с энергией 6 ТэВ в коллайдере - это редкая вещь. Может Вы найдете данные скажем о фиксированном событии столкновения позитрона энергией в сотни ГэВ с электроном и рождения пары фотонов. Как пример - "2-фотонный пик около 750 ГэВ" должен был из чего-то возникать.

19.02.2017 02:53  |   PavelS Ответить

Пардон, я вас плохо понимаю. Если у нас есть тепловой фотон с энергией 0.01эВ и гамма-фотон с энергией 1ТэВ, то при лобовом столкновении в центре масс будет всего лишь пара фотонов по 100кЭв. У них вообще ничего интересного не получится. Даже электрон-позитронной пары не выйдет. А уж про такие экзоты как Z+H можно вообще забыть, вам понадобиться ну просто невероятно энергичный исходный фотон с энергией в тысячи петаэлектронвольт, чтобы рассеиваясь на тепловых фотонах давать что-то интересное. Такие в космических лучах встречаются, но их очень мало и очень редко. Ждать когда такой влетит в ваш детектор всю жизнь будете.

Про пик тем более не понял. Он возникал из статистических накладок.

17.02.2017 16:40  |   Arbnos Ответить

Спасибо, очень интересная новость. Продолжается обработка прошлых лет.

08.03.2017 03:06  |   haykh Ответить

Игорь, а формирование пар по Брэйт-Уиллеру когда-либо получали? Хотя бы неявно по positron excess в плазменных/лазерных экспериментах? В чём принципиальная сложность?